Войти в почту

Что значит быть человеком: 17 лет первой BioShock

Ровно 17 лет назад, 21 августа 2007-го, вышла первая часть франшизы BioShock (18+). Игра положила начало одной из самых самобытных серий шутеров от первого лица в индустрии. Сегодня вспоминаем, чем игроков так зацепила эта вселенная. 1960 год. Мужчина по имени Джек летит в пассажирском самолёте над Атлантическим океаном, как вдруг воздушное судно терпит крушение. Джек оказывается единственным выжившим в катастрофе. Поблизости от места крушения Джек замечает маяк. Добравшись до сооружения, мужчина находит внутри батисферу, которая доставляет его в огромный подводный город. Так он оказывается в Восторге, и с этого начинается история серии BioShock. Скриншот из игры BioShock Infinite: Burial at Sea Утопия на глубине Местом действия игры и его душой является город Восторг - настоящее чудо, которое было построено на дне океана богатым предпринимателем Эндрю Райаном. Бизнесмен был недоволен тем, как устроено общество, и решил создать место, которое соответствовало бы его идеалам. Они воплотились в Восторге (в английской версии город называется Rapture). Это было место, в котором, как гласит вступление игры, художник мог не бояться цензора, а учёного не сковывала мораль. Словом, город, созданный Райаном, стал точкой притяжения для талантливых людей от мира культуры, одарённых учёных и смекалистых предпринимателей. Райан высоко ценил личные качества человека и поощрял конкуренцию. Философия создателя Восторга заключалась в том, что каждый человек должен добиться успеха своими силами, и именно эта идея культивировалась в городе. Скриншот из игры BioShock ( store.steampowered.com ) Однако постепенно утопия стала превращаться в кошмар. Катализатором катастрофы стало открытие вещества, способного залечивать раны. Оно получило название АДАМ. Учёная Бриджит Тененбаум намеревалась исследовать это вещество, и спонсировать её работу согласился некий Фрэнк Фонтейн - преступник, который сколотил себе большое состояние. АДАМ оказался удачным вложением - на его основе удалось создать плазмиды, дающие людям сверхспособности. Проблема была в том, что злоупотребление новейшей разработкой было чревато изменением внешности и сумасшествием. Тёмные дела Фонтейна, который становился всё более влиятельной фигурой в городе, всё же привлекли внимание Райана. Основатель Восторга избавился от противника и захватил его предприятия. Вскоре в Восторге вспыхнет противостояние между сторонниками Райана и теми, кто выступал против него. Главный герой игры Джек прибывает в город уже в те времена, когда его былое величие поблекло. Восторг оказался населён мутантами, которыми движет только желание получить больше АДАМа, и лишь немногие его жители сохранили разум. Проводником Джека по Восторгу станет Атлас, лидер сопротивления, который завоевал популярность в народе вскоре после смерти Фонтейна. Он первый приветствует протагониста по рации, даёт ему советы, а вскоре просит помочь ему освободить его семью - так начинается путешествие главного героя по Восторгу... Скриншот из игры BioShock ( store.steampowered.com ) Вот краткая завязка истории первой части BioShock, но всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мир BioShock приготовил для игрока много сюрпризов и сюжетных поворотов. Рождение серии Серия BioShock обязана своим существованием студии Irrational Games. Она была основана в 1997 году выходцами из другой студии - Looking Glass: Кеном Левином, Джонатаном Чеем и Робертом Фермье. Первым их проектом стал сиквел System Shock. По его сюжету главный герой просыпается после анабиоза на борту звездолёта. Ему нужно выяснить, что произошло на космическом корабле, используя боевые навыки, взлом компьютеров и развитие сверхспособностей. System Shock 2 (18+) не только стала первым проектом молодой студии, но и положила начало идеям, которые потом разработчики будут развивать в BioShock. Даже название явно указывает на преемственность. Скриншот из игры System Shock 2 ( store.steampowered.com ) Впрочем, это был не единственный источник вдохновения при создании игры. Образ предпринимателя Эндрю Райана, который лежит в основе этой истории, основан на жизни писательницы Айн Рэнд и её философии объективизма. Во-первых, есть несколько пересечений в биографиях Рэнд и Райана: оба родились в Российской империи, оба переехали в США и были последователями одних идей. И Рэнд, и Райан верят в то, что высшей целью является стремление к собственному счастью, а государство не должно вмешиваться в экономику. Пересечения скрыты и в именах, подобно тому, как название игры отсылает к первому проекту студии. Эндрю Райан (Andrew Ryan) - это практически анаграмма имени Айн Рэнд (Ayn Rand). Имена Атласа и Фрэнка Фонтейна также взяты из произведений писательницы: романа "Атлант расправил плечи" (Atlas Shrugged), влияние которого чувствуется в игре, и "Источник" (The Fountainhead). Это не единственные литературные произведения, которые повлияли на BioShock, - ещё одним романом стало "Сияние" Стивена Кинга. По его сюжету семья приезжает в отель "Оверлук", чтобы присматривать за ним в зимний период, когда постояльцев нет, но дороги к нему заметает, и это отрезает героев от остального мира. Так и Восторг прекрасно передаёт атмосферу места, которое существует в отрыве от всей цивилизации. Скриншот из игры BioShock ( store.steampowered.com ) Сам город оказался просто потрясающим - вид настоящих небоскрёбов, только на дне океана, был высоко оценён игроками, как и общий облик Восторга, отсылающий к архитектуре ар-деко. Мир BioShock'а пронизан ретроэстетикой с агитационными плакатами, рекламными объявлениями и общим богатством. Однако он уже несёт на себе отпечатки разрухи и разложения. Помещения Восторга, которые некогда были символом красивой жизни, а теперь завалены обломками и залиты водой, служат яркой иллюстрацией полного краха идеалов Эндрю Райана, которые привели созданное им же общество к катастрофе. Развитие вселенной Продолжение истории не заставило себя долго ждать - сиквел вышел в 2010 году. События BioShock 2 (18+) тоже разворачиваются в Восторге, но спустя 8 лет после первой части. Это отражается и на внешнем облике города, в котором стало больше затопленных секций из-за износа оборудования, за которым некому следить. Главным героем этой части становится Объект Дельта, первый Большой Папочка - огромное существо внутри массивного водолазного скафандра. Он и ему подобные охраняли Маленьких Сестричек - генетически модифицированных девочек, которые собирали АДАМ. Скриншот из игры BioShock 2 ( store.steampowered.com ) Вступительный ролик рассказывает о событиях, которые предшествовали геймплею. В 1958 году (за два года до прибытия Джека в первой части) Дельта пытается спасти Сестричку, но один из нападавших на неё успевает загипнотизировать главного героя плазмидом. Тут в кадре появляется ещё одна важная фигура в истории Восторга - София Лэмб, которая оказывается матерью той самой сестрички. Женщина приказывает Дельте выстрелить себе в голову из пистолета, что тот и делает. Спустя 10 лет он очнётся у Вита-Камеры, особого изобретения, которое позволяет оживить человека. К игре вышло DLC с подзаголовком Minerva’s Den. В дополнении игрок становится ещё одним Большим Папочкой, посещает новые локации Восторга и узнаёт историю суперкомпьютера Мыслитель, который управляет многими системами в городе, и его создателя - Чарльза Портера. Сиквел первого BioShock и DLC к нему расширяют историю Восторга, вводят новых персонажей, которые участвовали и были свидетелями событий, приведших Восторг к краху. Город в серии оказался не просто декорацией, а элементом, задающим сеттинг всей игры и отдельным персонажем, за историей которого интересно следить через визуальное повествование и многочисленные аудиозаписи, по крупицам раскрывающие секреты его жителей. Во многом этому способствовало оригинальное совмещение городского пейзажа с таинственными океанскими глубинами. Скриншот из игры BioShock 2 ( store.steampowered.com ) Идея отрезанного от всего мира города со своими тайнами оказалась очень удачной. Разработчики не стали выдавливать из неё всё возможное, без конца раздувая лор Восторга, а предложили новую оригинальную локацию с ещё более запутанным сюжетом. В 2013 году выходит BioShock Infinite (18+). По сюжету частный детектив Букер Девитт прибывает на остров, где возвышается маяк, отсылающий к первой части игры. Он также служит входом в город, только в этот раз не покоящийся на дне океана, а парящий в небе. События этой части разворачиваются ещё раньше, чем в оригинальной дилогии - в 1912 году. Так главный герой оказывается в Колумбии - новом городе-утопии, жизнь в которой кажется самым настоящим раем. Букер прибыл сюда, чтобы выполнить заказ - найти девушку по имени Элизабет и доставить её заказчикам. Мешать ему это сделать будут люди пророка Комстока, основателя этого города. Главный герой может использовать не только оружие, но и энергетики - аналоги плазмидов из первой части. Сходство двух технологий неслучайно, о чём игрок узнает по ходу сюжета игры и дополнений к ней. Существенное изменение в геймплей привнесли аэротрассы - рельсы, пронизывающие всю Колумбию. Девитт может перемещаться по ним с помощью аэрокрюка, чтобы путешествовать по городу или быстро менять позицию во время сражений. Скриншот из игры BioShock Infinite ( store.steampowered.com ) Сюжетно игра обогатилась разрывами в пространство-времени, внося во вселенную BioShock концепцию параллельных вселенных. Конечно, как и в предыдущих проектах серии, в конце истории игрока ждёт неожиданный поворот, переворачивающий восприятие всей истории. Хотя игрокам и презентовали новый потрясающий воображение город, в Восторг ещё предстояло вернуться. К BioShock Infinite вышло DLC в двух частях - Burial at Sea, которое связывает сюжеты триквела с трагичной историей подводной утопии. Неопределённое будущее франшизы Мультивселенская тема обогатила и без того глубокий лор франшизы. Игры серии задавали серьёзные вопросы игроку. Что значит быть человеком? Существует ли свобода воли? Куда приводят заоблачные амбиции? Какова тёмная сторона неконтролируемого прогресса? Эти вопросы разработчики задают, помещая игроков в оригинальные и нетипичные для шутеров сеттинги, что не могло не привлечь внимание аудитории: первые две части обзавелись своими ремастерами, были даже планы экранизировать историю. Скриншот из игры Bioshock Infinite ( store.steampowered.com ) Режиссировать проект должен был Гор Вербински, снявший первые три фильма серии "Пираты Карибского моря". Проект так и остался нереализованным - всё дело во взрослом рейтинге неснятого фильма и приличного бюджета, который он бы потребовал. Шансы увидеть фильм по мотивам франшизы ещё есть - сейчас экранизацией занимается Netflix. О проекте стало известно в 2022 году, а на Comic-Con в Сан-Диего, прошедшем в конце июля 2024-го, подтвердили, что фильм всё ещё в разработке. Впрочем, камнем преткновения опять становится бюджет, который пришлось сократить, так что экранизация игры (по словам продюсера) станет более личной историей. Скриншот из игры BioShock Infinite: Burial at Sea Полноценное же возвращение в необычный мир ожидается в четвёртой части игры. Достоверной информации о проекте нет. По словам инсайдеров, проект попал в производственный ад и несколько раз перезапускался во время разработки. Согласно слухам, в продолжении должно было появиться сразу два связанных и воюющих между собой города, один из которых расположен над другим. Другие слухи гласили о городе в Арктике. Что из этого правда - невозможно сказать до официальных анонсов и трейлеров, которые, надеемся, появятся. Но как скоро - остаётся загадкой. Как и то, насколько самобытными получатся экранизация от Netflix и четвёртая часть серии, над которой автор первой части Кен Левин уже не работает. Над новой игрой трудятся разработчики из Cloud Chamber - студии, основанной в 2019 году. Пока новые люди работают над созданием свежих историй во вселенной BioShock, ничто не мешает игрокам вновь запрыгнуть в батисферу, опуститься на самое дно Атлантического океана, вновь пройти это приключение и, скорее всего, отыскать там для себя что-то новое. Главное фото: скриншот из игры BioShock ( store.steampowered.com )

Что значит быть человеком: 17 лет первой BioShock
© Омск Здесь