Охота на профиль: как справиться с поддельными отзывами на маркетплейсах

Пользователи Сети привыкли к фейковым отзывам на сайтах магазинов и маркетплейсах. Хотя администрация ресурсов старается с ними бороться, они никуда не уходят. В США, например, ввели запрет на покупку и продажу поддельных отзывов. В России идет охота за живыми профиля пользователей, а интернет-платформы стремятся связывать отзывы в конкретными сделками.

Охота на профиль: как справиться с поддельными отзывами на маркетплейсах
© Российская Газета

Федеральная торговая комиссия США ввела запрет на покупку и продажу поддельных отзывов как самих пользователей или сотрудников компании, так и тех, которые сгенерировал искусственный интеллект. Одной из мер, призванных ограничить возможное запугивание или давление на людей, чтобы те удаляли свои комментарии, и предоставлять компенсации и другие стимулы, "обусловленные написанием отзывов потребителей, выражающих определенное мнение, как положительное, так и отрицательное", стали штрафы в размере до 50 тысяч долларов, передает Engadget.

При этом Комиссия уже много лет ведет такую борьбу: в частности, пять лет назад она наложила штраф в 12,8 млн долларов на продавца Cure Encapsulations, торгующего на Amazon, за оплату фальшивых отзывов о своих продуктах для похудения.

В России проблема фальшивых отзывов весьма распространена, отмечает собеседник "РГ" в одном из маркетинговых агентств. "Обычно это либо задача по пессимизации товаров или услуг конкурента, либо - по повышению популярности собственных продуктов. Написание самих отзывов или иллюстраций к ним не является проблемой - с этим справляются нейросети. Самая большая проблема - это уникальные пользователи с живыми профилями, от имени которых эти отзывы можно публиковать. И вот за ними ведется настоящая охота", - отмечает собеседник.

Пользователи в среднем пишут 1 отзыв на 50-100 продаж, причем негативные отзывы пишут гораздо охотнее

В России действует статья 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ. В ней говорится, что не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара.

Бизнес тоже старается регулировать этот вопрос. Так, например, если человек оставил отзыв о продавце, то тот уже не сможет сам его удалить. При этом система модерирует отзывы - анализирует, действительно ли пользователь взаимодействовал с продавцом на платформе, состоялась ли в итоге сделка. В противном случае отзыв могут отклонить или запросить дополнительные документы, рассказала директор департамента доверия и безопасности "Авито" Наталья Юматова.

"Это надежная защита от "накрутки" отзывов: когда продавец просит знакомых написать хороший отклик или, наоборот, конкуренты пытаются снизить рейтинг друг другу", - объяснила она. Проплаченные отзывы можно встретить и в онлайн-магазинах приложений. В сторах часто можно встретить восторженные сообщения под вредоносными приложениями, отметила ведущий эксперт Kaspersky GReAT Татьяна Шишкова. Она советует всегда смотреть на отзывы - обычно это однообразные положительные комментарии от ботов без аватарок. "Сами отзывы не содержат никакой осмысленной информации о приложении, часто они могут выглядеть так: "самое лучшее приложение", "5 звезд" и т.п.", - сказала эксперт.

Собеседники отмечают, что платформам выгодно стимулировать пользователей писать отзывы, так как обычно активнее всего пишут негативные отзывы, что приводит к определенному дисбалансу. "В зависимости от ниши покупатели пишут отзыв на 1 продажу из 50-100. Чтобы получить 20 положительных отзывов, нужно сделать минимум 1000 продаж - это очень много", - отмечает собеседник. Это может стимулировать продавцов к поиску баланса различными нечистоплотными способами. Для того, чтобы пользователи активнее комментировали покупки, как правило, проводятся различные викторины, розыгрыши призов или предлагаются скидки.