Что такое киберспорт, как в него попасть и сколько зарабатывают спортсмены. Простыми словами
Киберспорт (англ. cybersport) — популярное социальное явление и официально признанный вид спорта по компьютерным видеоиграм. Состязания в киберспорте проходят в виртуальном пространстве с использованием компьютерных технологий в индивидуальном или командном формате.
Проще говоря, это профессиональные и любительские соревнования по компьютерным играм. Киберспорт ещё называют компьютерным спортом, или e-спортом, то есть — электронным.
Когда и как возник киберспорт
В 1958 году вышла первая многопользовательская видеоигра с графическим интерфейсом Tennis for two (англ. «Теннис для двоих»).
Американский физик Уильям Хигинботам из Брукхейвенской национальной лаборатории сделал её, чтобы развлечь посетителей лаборатории на дне открытых дверей.
Игра не вела счёт очков, игроки просто перебрасывали «точку» — мяч через сетку — с помощью пульта. Но первый шаг к киберспорту был сделан.
В 1972-м американская фирма Atari выпустила на основе этой игры первый игровой автомат Pong. Их автоматы уже имели рейтинг — систему общего подсчёта очков. В игре побеждал игрок, набравший больше всего очков — установив рекорд.
В том же году в лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета (США) прошёл публичный киберспортивный турнир по игре Spacewar. Два игрока с помощью игровых контроллеров управляли своим космическим кораблём, пытаясь уничтожить корабль соперника. Турнир включал одиночный зачёт и командные режимы. Активно шёл подсчёт очков.
Победитель получал годовую подписку на журнал Rolling Stone. Всем участникам наливали пиво бесплатно. Поэтому поиграть прибежали студенты и даже преподаватели университета. Это соревнование принято считать началом киберспорта.
Игровые автоматы имели в Америке такой успех, что до середины 1980-х их ставили всюду — от кинотеатров до больниц и похоронных бюро.
Эпоха игровых залов сошла на нет, когда Atari и другие фирмы выпустили коммерческие игровые консоли с двумя пультами. Теперь люди могли играть дома, и они тут же начали соревноваться.
Появление первых локальных компьютерных сетей открыло возможность для сетевых игр.
Геймеры быстро сообразили, что, соединив в сетку два компьютера, можно играть друг с другом. Люди шли в компьютерные клубы поиграть в Dota и Counter-Strike, но ещё долго киберспортивные соревнования были интересны в основном гикам.
В конце нулевых на смену игре по подписке пришла система монетизации Free-to-play. Эта система делает платными некоторые опции внутри игры, которые упрощают игровой процесс. Остальные игроки могли играть бесплатно. Компьютерные игры стали доступнее. Это обстоятельство помогло ещё больше популяризовать компьютерный спорт в мире.
Жанры киберспорта
Всероссийский реестр видов спорта делит киберспортивные дисциплины на жанры:
боевая арена; соревновательные головоломки; спортивный симулятор; стратегия в реальном времени; тактический трёхмерный бой; технический симулятор (танковый, авиационный, автомобильный); файтинг.
Дисциплины киберспорта
Дисциплины в киберспорте — это компьютерные игры, но не каждая игра киберспортивна. Она должна иметь:
режим одновременной игры для нескольких игроков (мультиплеер); уровни противостояния между участниками (игровой баланс); чёткое понимание, кто победил; трансляцию игрового процесса в интернете.
Самые популярные киберспортивные дисциплины:
Dota 2, League of Legends (боевая арена); Hearthstone Battlegrounds, Tetris (соревновательная головоломка); FIFA 21 (спортивный симулятор); Starcraft II, Warcraft (стратегия в реальном времени); Warface, World of Tanks (тактический трёхмерный бой); Need for Speed, World of Warplanes (технический симулятор); Mortal Kombat (файтинг).
Ключевые навыки киберспортсмена
Компьютерные игры — это состязания на скорость реакции, меткость. Они требуют от игрока умения планировать свои действия на несколько ходов вперёд и трезво оценивать риски.
Основные требования для киберспорта:
стрессоустойчивость; высокая скорость реакции; развитая моторика; высокий интеллект; способность быстро принимать решения; цепкая память; умение работать в команде (для командных соревнований), беглая ориентация в пространстве; аналитическое мышление; креативность.
Ключевое значение в киберспорте имеет скорость реакции. Поэтому для состязаний в виртуальном пространстве нужны не только знания, но и хорошая физическая форма.
### Карьера в киберспорте
Киберспортивные дисциплины выглядят простой игрой, доступной обычному геймеру, а потому — способом быстро разбогатеть, не прилагая больших усилий.
На деле киберспорт так же похож на обычное прохождение игр, как профессиональный футбол на беготню с мячиком во дворе.
Карьерные перспективы в киберспорте туманны: здесь высокая конкуренция, для успеха нужны талант и тяжёлый труд.
В среднем карьера кибератлета стартует рано, с 13 лет, а первое знакомство с профессиональной киберсредой — с 7 лет.
В киберспорте дети сразу получают «взрослые» нагрузки. Профессиональные игроки проводят за компьютером по 10–12 часов в день. Их жизненные планы подчинены интересам команды и расписанию турниров.
Их профессиональная карьера весьма коротка. Для игры на топ-уровне нужна скорость реакции. По оценкам специалистов, на высочайшем уровне игроки могут выступать до 22–25 лет, затем скорость зрительно-моторной реакции падает.
Команды и соло-игроки
Как и в футболе, в киберспорте есть профессиональные команды и профессиональные игроки.
Командные поединки проводят чаще, но есть и индивидуальные зачёты — турниры для отдельных игроков.
Киберкоманды состязаются между собой по турнирному календарю. Игроки определяют своё положение в рейтинге по очкам, набранным за время соревнований.
Киберспортивные команды заключают контракт и потому имеют стабильную финансовую поддержку. Соло-игрок должен сам искать себе спонсора.
В команде есть распределение обязанностей, выигрыш команды важнее «личного зачёта». Состав подбирают по уровню участников и с учётом их личных качеств.
Как устроены тренировки
В 2022 году Минспорт России утвердил государственный стандарт подготовки киберспортсменов. Они должны не только гамать, то есть играть во что-либо, но и приседать и сдавать бег на время.
Типичный распорядок дня киберспортсменов перед соревнованиями включает:
12:00–13:00. Подъём, водные процедуры, завтрак. 13:00–14:00. Игрок в одиночку разогревает себя игрой. 14:00–17:00. Матчи с командой — две-три игры для разогрева. 17:00–21:00. Командные занятия. 21:00–24:00. Просмотр и анализ видео. 24:00–03:00. Одиночные игры.
Разные жанры кибердисциплин требуют своего подхода к тренировкам. Например, в Counter-Strike игроки оттачивают «скорость клика», часами стреляя по появляющимся целям.
В League of Legends кибератлету нужно как можно быстрее «прожать» правильные способности. В стратегиях игроки изучают все возможные комбинации и тактику соперника.
Киберспортсмены отмечают, что 6 часов в день — это минимум, который можно потратить на игры. Нормой в киберспорте считают тренировки по 10–14 часов в день.
Киберспорт сейчас
Современный киберспорт — это большой бизнес. Он имеет все его ключевые атрибуты: своих селебрити, рекорды и индустрию в миллиард долларов.
Индустрия устроена достаточно прозрачно. Спонсоры устраивают турниры. Главная задача команд — выиграть призовой фонд. Эти деньги распределяются между всеми участниками либо присуждаются участникам, которые показали высокие результаты в той или иной дисциплине.
Соревнования по киберспорту проходят регулярно. Есть официальные и неофициальные (среди школьников и студентов) турниры по киберспортивным дисциплинам.
Разница в том, что у официальных мероприятий есть спонсоры (влиятельные компании и бренды), солидный призовой фонд и история. На неофициальном мероприятии призовой фонд может формироваться из взносов, которые платят игроки для участия в турнире.
Мировой и российский киберспорт живёт с рекламы. Спонсоры рассматривают киберспорт как выгодное вложение сейчас и на перспективу. Турниры организуют производители компьютерной техники, энергетических напитков, букмекерские компании, бренды.
Спонсором соревнования может выступать и физическое лицо — человек, который арендует киберарену и с помощью сотрудников организует мероприятие.
Польза и вред киберспорта
Плюсы занятий киберспортом:
высокий заработок; можно сделать хобби работой; стать популярным; развить поведенческие стратегии и интуицию; расширить круг общения; отточить навыки работы в команде
Минусы киберспорта:
продолжительные тренировки; нерегулярный доход; нехватка живого общения; проблемы с позвоночником; туннельный синдром запястья; ухудшение зрения; нарушения сна; мышечная атрофия; страх неудачи; эмоциональное выгорание.
Проблемы со здоровьем у киберспортсменов — следствие изнурительных тренировок с мышкой в руке. Например, у футболистов основная нагрузка приходится на ноги, поэтому травмируются голеностопы, колени и мышцы нижних конечностей. У киберспортсменов страдают позвоночник, плечевой пояс и зрение.
Даже начинающий киберспортсмен легко может заработать туннельный синдром от компьютерной мыши — неврологическое заболевание, для которого характерны боль в запястье и онемение пальцев рук.
Сколько можно заработать в киберспорте
Популярный международный турнир The International от разработчика игр Valve имеет самый большой призовой фонд. Первый турнир The International по дисциплине Dota прошёл в 2011 году с призовым фондом более $1,5 млн, в 2021 году выигрыш составил уже $40 млн.
Размер приза демонстрирует популярность соревнований. Обычно призовые деньги — это средства спонсоров турнира. Клубу отходит 10–20% от суммы выигрыша, остальное забирают игроки.
Траты на оборудование киберспортсменов
Минспорт России составил список основных требований к оборудованию для киберспорта:
компьютер с башенным кулером для охлаждения процессора; оперативная память не менее 16 Гб; жёсткий диск ёмкостью не менее 2 Тб; монитор не менее 19 дюймов по диагонали; мышь и гарнитура.
Например, игровой комп для дисциплины Counter-Strike с подходящим процессором и видеокартой может стоить от 140 000 до 300 000 рублей.
Киберспорт в России
В 1996 году прошли первые российские соревнования по киберспорту.
В первом турнире по Starcraft в Московском дворце молодёжи участвовали порядка 2000 человек. Главным призом был системный блок за $700.
↓
В 2001 году по распоряжению главы Госкомспорта России киберспорт был официально признан и включён Всероссийский реестр видов спорта.
↓
В 2002 году игрок российской команды «M19» Алексей Нестеров выиграл $20 000 в далласском турнире QuakeCon. Это была первая международная победа для российского киберспорта.
↓
В начале 2000-х российские геймеры могли играть друг с другом только в специальных компьютерных клубах. Поэтому в 2006 году Минспорт убрал киберспорт из реестра. Ведомство объяснило своё решение тем, что киберспорт не соответствовал нужным критериям, так как имел поклонников только в половине городов страны.
↓
В 2016 году Министерство спорта РФ вернуло официальный статус киберспорту. Это позволило снова проводить официальные соревнования, присваивать спортивные разряды на основании рейтинга и разрабатывать программы подготовки судей и тренеров.
↓
В период пандемии онлайн-турниры разного уровня шли один за другим. Ставки на киберспорт выросли тогда от трёх до пяти раз.
Подростки всё чаще выбирают виртуальный спорт как более зрелищный, мало интересуясь тем, как устроен традиционный спорт. Откликаясь на спрос, возникли агрегаторы по поиску кибертренеров, которые учат лучше играть.
Как попасть в киберспорт
Многие кибератлеты начинали свою карьеру на любительских и полупрофессиональных ресурсах. Однако не каждый геймер может стать профессиональным игроком. Только ежедневные тренировки помогут игроку низкого класса перейти в средний, затем — выше и выше. Упорство и трудолюбие — важнейшие качества для киберспортсмена.
Чтобы попасть в киберспорт, нужно:
иметь мощный игровой комп; выбрать кибердисциплину под ваши сильные стороны и характер; следить за игрой профессиональных киберспортсменов, перенимая опыт; постоянно тренироваться, оттачивая свои навыки и игровую стратегию; вести стримы и привлекать подписчиков (это поможет найти спонсора).
Самыми универсальными навыками, как отмечалось выше, будут скорость реакции, точность стрельбы и стратегическое мышление. Каждая киберспортивная дисциплина требует своих навыков. Поэтому игрок может попробовать всё, а затем выбрать дисциплину, в которой у него самые высокие результаты.
Российский проект «Новое общесистемное программное обеспечение» предписывает до конца 2024 года включить киберспортивные дисциплины в программу российских вузов.
Правительство желает приобщить к киберспорту студентов технических и гуманитарных специальностей. Поэтому совсем скоро киберспорт станет ещё доступнее.
Знаковые команды
В 2021 году чемпионат мира The International по Dota 2 впервые выиграла российская киберспортивная команда Team Spirit. Она получила вместе с кубком приз — $18 млн.
Virtus Pro — другая русскоязычная команда, тоже участвовала в The International 2021. Она заняла 5–6-е место.
Virtus.Pro был основан в 2003 году — это первый профессиональный клуб, появившийся в России. Клуб входит в топ-10 мира по количеству заработанных призовых — $19,5 млн.
В 2023 году обе команды — Virtus.pro и Team Spirit — вошли в топ-5 европейского рейтинга киберспортивных команд.
Другие источники
Богданова М. А. Киберспорт: pro and contra (культур-антропологическая экспертиза) Браславский П. И., Колпачников В. В., Дрикер М. Б. Игровая виртуальная реальность — новое пространство приобретения личного опыта