Исследование Colizeum: портрет посетителя компьютерных клубов в 2024 году

Компьютерные клубы становятся новыми точками притяжения современной молодёжи, а геймеры все чаще покидают свои домашние игровые места, чтобы присоединиться к сообществу. Сеть киберспортивных клубов и арен Colizeum провела исследование собственной клиентской базы и поделилась с Sostav результатами опроса 5,3 тыс. респондентов и тенденциями в этой сфере.

Исследование Colizeum: портрет посетителя компьютерных клубов в 2024 году
© Sostav.ru

Как проходило исследованиеРоссийская сеть киберспортивных арен Colizeum развивается по франчайзинговой модели и сейчас насчитывает более 400 действующих точек в России и за рубежом. Компания опросила 5,3 тыс. своих гостей, чтобы узнать больше о посетителях компьютерных клубов: их возраст, социальный статус, мотивация, доходы и потребительские предпочтения.

Возраст, пол и источники доходаРоссийские игроки продолжают взрослеть, их средний возраст составляет от 18 до 23 года. Ещё три года назад ядром аудитории компьютерных клубов были школьники. Сейчас 54 % опрошенных — это студенты. При этом для 22% участников опроса увлечение геймингом началось в шести лет и ранее. С каждым годом среди посетителей компьютерных клубов всё меньше тех, кому деньги на покупки и развлечения дают родители — 76% опрошенных игроков имеют собственный источник дохода. Зарплату на работе имеет 50% посетителей, прибыль от бизнеса имеет 14%, а 12% получают стипендии и соцвыплаты.

Мотивация: почему выбирают компьютерный клуб, а не играют дома«Если в начале 2000-х геймеры приходили в компьютерные клубы за дорогостоящим «железом», то сейчас у 80 % игроков дома уже есть свой игровой компьютер или консоль, а мотивация для посещения киберплощадок у них совершенно другая. 80% гостей приходят в клубы из-за особой атмосферы, для 34% важно общение и игры с друзьями, возможность участвовать в киберспортивных турнирах клуба привлекает 23% посетителей», — рассказали специалисты Colizeum.

В отличие от VR-площадок, посещение которых чаще всего носит разовый характер, современные компьютерные клубы становятся местом регулярного и основного досуга для большого пласта российской молодежи. 40% гостей Colizeum приходят в клуб минимум 10 раз в месяц, 25% респондентов совершает от 5 до 10 визитов ежемесячно. Посетители устремляются в клубы после учёбы и работы: 55,7% гостей находятся здесь с 17 до 22 часов, 45% играют и ночью. Подавляющее большинство геймеров, которые приходят в компьютерные клубы, предпочитают командные игры, такие как Counter-Strike 2, ему отдают своё предпочтение 38,3% посетителей, Dota 2 играют 18,2% и Fortnite предпочитают 10% геймеров.

КиберспортБольше 50% респондентов приходят в компьютерный клуб с желанием стать профессиональными киберспортсменами, а 75%, если не получится, то звездами стриминга. Во внутрисетевых турнирах Colizeum принимают участие около 43% гостей клубов. Игроки получают шанс заработать деньги из призового фонда и показать себя так, чтобы их заметили в индустрии профессионального киберспорта: для 32% респондентов, участвующих в турнирах, важна именно возможность проявить себя. В Colizeum проходили спонсорские турниры с участием брендов Axe, «Уралсиб», «Додо Пицца» и Asus ROG. «Участие спонсоров позволяет создавать на базе компьютерных клубов большие любительские турниры с крупными призовыми фондами — такие события становятся резонансными для всего киберспортивного сообщества», — рассказали специалисты.

Поведенческие паттерныБольшинство посетителей компьютерных клубов, а это почти 70%, используют в качестве мессенджера платформу Telegram. Она же является главным каналом обмена информацией — 69% респондентов выбирают Telegram как основную социальную сеть. Доля пользователей этой площадки выросла на 22% по сравнению с прошлым годом. Российские игроки увлекаются сервисами вертикальных коротких видео: Shorts в YouTube просматривают более 30% участвовавших в опросе.

Траты и потребительские предпочтенияПочти 42% опрошенных посетителей имеют доход до 30 тыс. руб., около 30% — от 30 до 70 тыс. руб. 10% посетителей имеют доход — от 70 до 100 тыс., а больше 16% — свыше 100 тыс. руб. При этом 35% посетителей клубов готовы тратить четверть своих доходов на развлечения, а почти 27% опрошенных тратят ещё больше.

Кроме компьютерных клубов, 55% игроков ходят в кинотеатры, кафе и рестораны посещает 50%. Спортивные мероприятия посещают 30% респондентов, концерты — почти 24%. 75% опрошенных гостей являются активными пользователи сервисов доставки еды, 88% игроков регулярно покупают энергетические напитки.

Рекламная коммуникация с посетителями компьютерных клубовПосетители компьютерных клубов — платежеспособная и чрезвычайно активная аудитория потребителей. Геймеры быстро вовлекаются в игры и сопутствующий контент и при этом достаточно легко тратят деньги — как на онлайн-, так и на офлайн-продукты и сервисы.

Как отмечают эксперты сети Colizeum, компьютерный клуб — главная точка притяжения и общения гейм-аудитории в офлайне, место получения положительных эмоций. Поэтому аудитория компьютерных клубов очень лояльна. Высокий показатель лояльности хорошо работает на вовлечение посетителей клубов в рекламную коммуникацию с брендами. Компании всё чаще объединяются в коллаборации с компьютерными клубами, выбирают их в качестве рекламных площадок для продвижения продукции и услуг среди молодёжи.