В игровой индустрии наблюдается тенденция сокращения кадров. С чем это связано
Заметные сокращения персонала в мировой индустрии разработки игр стали сюрпризом для экспертов отрасли. Так, с начала прошлого года порядка ста компаний - Blizzard Entertainment, Riot Games, Ubisoft, Bungie и другие - сократили свыше шести тыс. сотрудников. Это только публично известные данные - реальное число человек, которые потеряли работу, может быть гораздо выше.
Первое место в этом рейтинге по итогам прошлого года заняла Unity, уволившая 900 работников. В Epic Games сокращения коснулись 830 человек, а в Amazon - более 500. Пик пришелся на сентябрь - в этом месяце сразу 17 компаний объявили об увольнениях своих сотрудников, а всего в 2023 году закрыться решили 11 студий. В общей сложности своей работы лишились специалисты свыше 80 компаний, в число которых вошли Riot Games, Bungie, Bethesda Game Studios, Blizzard Entertainment и Naughty Dog. Такой статистикой поделился игровой разработчик и технический специалист Фархан Нур на своем сайте.
Аналогичная динамика наблюдается и в текущем году: та же Unity уже успела сократить 1800 специалистов, Discord - 17, а Microsoft - почти 2000 сотрудников из подразделения Xbox. Более того, появилась информация, что ушла "значительная часть" команды игровой студии Lost Boys Interactive, в том числе продюсер Джаред Пейс. Они, в частности, занимались разработкой Diablo IV, пишет Aftermath.site. При этом, как говорит бывший арт-директор компании Спайсер МакЭлрой, такое решение руководство было совершенно неожиданным.
В результате массовых увольнений создатели видеоигр стали выступать за создание профсоюзов наподобие тех, которые были предложены Marvel и Disney в связи с забастовками актеров летом прошлого года. Так, например, после очередной "реструктуризации" в CD Projekt Red, прошедшей в 2023 году, когда было сокращено 9% штата, сотрудники решили объединиться, чтобы повлиять на рабочую культуру.
"Требования работников схожи: достойная зарплата и лучшие условия труда", - сказал в беседе с CD-Action представитель профсоюза Лев Ки.
В первую очередь участники начнут решать проблему, связанную с тем, что многие не работают по трудовому договору. Они будут популяризировать идею стабильности и выгоды, которую дает эта форма.
"Глобально тенденция сокращения кадров не только на зарубежном, но и на российском рынке геймдева действительно есть", - сказал руководитель студии разработки компьютерных игр ComonGames Сергей Ермолов.
По его словам, одной из причин этой проблемы в России является то, что некоторые компании не справляются с финансовой нагрузкой. Как следствие, из-за нехватки оборотных средств или инвестиций они сворачивают свою деятельность. Большое влияние оказывают и западные санкции: финансовая стабильность местного рынка ухудшается, а при взаимодействии со сторонами - площадками дистрибуции игр - получение платежей на счета, открытые в России, становится невозможным.
"В каких-то случаях студии релоцируются в другие юрисдикции. Соответственно, расформировывают штат в России. При этом метаморфозы в плане персонала различны: кого-то релоцируют, кого-то увольняют", - добавил эксперт.
Он также заметил, что сокращения в первую очередь касаются работников среднего звена и вспомогательных подразделений - менеджеров, QA-тестировщиков, "джунов", помощников и других подобных кадров.
"Тренд виден и нам - студиям, которые продолжают свою деятельность в индустрии. Периодичность получаемых CV от соискателей резко возросла. И это не только junior-специалисты и стажеры без опыта, приходящие после курсов и колледжей профильных заведений в поиске найма, но и специалисты других уровней. При том, что даже открытые вакансии не размещаются - люди просто ищут любой способ попасть в индустрию", - подчеркнул Ермолов.
Вместе с тем собеседник отметил, что немногие компании решаются сократить middle- и senior-разработчиков, занимающихся оптимизацией, поскольку вопрос удержания таких кадров для студий "принципиальный".
"Специалистов в сфере достаточно, но у некоторых есть пробелы в практических знаниях", - уверена HR бизнес-партнер VK Play Мария Пономарева.
Сейчас "в игру" стало вступать все больше молодых специалистов - например, энтузиастов-самоучек, самостоятельно разрабатывающих свои инди-проекты. Однако современная индустрия все еще нуждается в project-менеджерах и продюсерах, имеющих хорошее стратегическое видение, которое позволило бы доводить проекты от стадии идеи до публикации в игровом сторе, считает гендиректор АПРИОРИ Александр Михеев. Испытывает отрасль и дефицит квалифицированных сценаристов.