Жизнь без Confluence: куда мигрировать?
Австралийская компания Atlassian c ее главным детищем вики-системой Confluence летом 2022 года начала отключать от своего сервиса российские аккаунты. На сегодняшний день официально продлить лицензию невозможно, а поддержка продуктов версии Server прекращается в конце зимы – 15 февраля 2024 года. Отечественные компании вот-вот начнут терять доступ к технической поддержке, обновлениям и исправлениям ошибок для уязвимостей.
Кроме того, Atlassian поэтапно деактивирует аккаунты российских пользователей в других своих продуктах: Jira, Bitbucket и Trello. Уведомления с извинениями уже разосланы, и заодно отключена поддержка русского языка в Slack.
Риск потерять базу корпоративного контента высок, поэтому руководители озабочены серьезным вопросом: куда переезжать?
За время работы в России Confluence хорошо себя зарекомендовал и сумел завоевать всеобщее признание, но все же рынку есть что ответить на его уход. Вендоры, которые до этого находились в тени зарубежного атланта, сегодня могут стать хорошей альтернативой. При этом многие решения не просто имеют схожий инструментарий, но и превосходят Confluence в удобстве работы. Отечественные компании более адаптированы к российским реалиям и лучше разбираются в специфике рынка.
Российские аналоги Confluence
Продукт отечественного вендора Minervasoft – это передовая система управления знаниями (Knowledge Management System). Создатели софта в процессе разработки сделали ставку на возможность глубокого анализа контента и добавили мощный и быстрый поисковик.
Minerva Knowledge предлагает пользователю удобный редактор с длинным списком плагинов – например, блок с подсветкой кода, графики Draw.io и диаграммы PlantUML, которые помогают сделать контент более наглядным.
Большой плюс Minerva Knowledge – это наличие 100% автоматического мигратора контента с Confluence. Он значительно ускоряет процедуру переезда на новую систему и при этом позволяет сохранить информацию клиента, в том числе комментарии и роли, закрепленные за сотрудниками.
Преимущества:
Приложение c push-уведомлениями для iOS, Android; Коробочная и облачная версии; Простой импорт документов офисных форматов; Интеграция с чат-центром, CRM, телефонией, службой Service Desk; Своевременное и надежное информирование об изменениях в контенте; Сбор обратной связи в виде оценок качества, вопросов и комментариев; Интеграция с Яндекс.Карты, YouTube, Miro, Google.Docs; Демоверсия – 14 дней; Справляется с большим трафиком (25 тысяч юзеров); Включен в Единый реестр отечественного ПО.
Решение представлено на рынке уже 5 лет, а создатели ПО работают в области построения баз знаний больше 15 лет. Систему уже внедрили СберМаркет, Мосэнергосбыт, Авито, Дом.Ру, АкБарс Банк и другие участники рынка.
Продукт «Система управления знаниями» (СУЗ) от «Ростелеком Контакт-центр» был создан в 2016 году для внутренней работы, но со временем стал применяться и другими организациями. Сегодня ПО внедрено в «Госуслугах» и «Абсолют Банке».
СУЗ – цифровая система управления знаниями, которая обеспечивает информационной поддержкой операционистов и руководителей контакт-центров. Продукт помогает операторам быстро находить нужную информацию, способствует снижению числа ошибок и ускорению процесса онбординга.
СУЗ также предлагает возможность проверки знаний на основе прочитанных материалов. Продукт легко интегрируется с учебными порталами, в систему можно загрузить статьи, электронные книги, видео- и аудиолекции. Часто СУЗ можно встретить в школах и университетах.
Преимущества:
Совместимость с документами Word и Excel; Гибкая настройка фильтров; Исправление раскладки и опечаток при поиске; Конструктор сценариев для диалогов; Возможность создавать черновики; Push-оповещения для пользователей; Конструктор скриптов для организации диалога с клиентом; Настраиваемые глоссарий и словарь синонимов; Включен в единый реестр отечественного ПО.
У Ростелеком СУЗ отсутствует облачная версия, что для ряда компаний может стать критичным фактором. Система предлагает качественный, но довольно узкий инструментарий и подойдет не всем направлениям бизнеса.
3. Плюс7Маяк
Отечественная система управления знаниями от тандема компаний Data Инновации и DIS Group. В основе продукта – сочетание структурированного, постоянно обновляемого классификатора статей и мощного поискового механизма.
Классификатор представляет собой настроенное дерево контента, в котором четко прослеживается иерархия статей – атомарных единиц системы. Статьи и их структура, построенная на шаблонах,дают возможность пользователю оперативно находить ответ на свой вопрос.
Поисковая строка в Плюс7Маяк устроена по тому же принципу, что и в популярных поисковых системах. По запросу пользователя она предлагает подходящие статьи, при этом в топе выдачи оказываются самые релевантные – в зависимости от ключевых слов и количества переходов.
Преимущества:
Быстрый омниканальный доступ к информации; Google-like поиск; Интеграция с внешними системами: CRM, телефонией, сайтом, чат-ботами; Готовый набор методов REST API; Распределение прав доступа по ролям; Наличие встроенных шаблонов; Поддерживает российские ОС AstraLinux/AltLinux/RedOS Совместим с СУБД и PostgreSQL; Включен в Единый реестр отечественного ПО.
Плюс7Маяк – полный клон известной израильской КМС Lighthouse. Данный заграничный продукт успешно зарекомендовал себя крупными внедрениями по всему миру. В свою очередь, российская копия пока только завоевывает доверие потребителей. Об успешном внедрении публично отчиталась только одна компания – разработчик программных решений К2Тех.
Зарубежные аналоги Confluence
1. Tettra
Данный продукт от выпускников Кембриджа – полнофункциональное API, с помощью которого можно собрать базу знаний по своему усмотрению. Недавно Tettra приобрела поддержку искусственного интеллекта.
Инструменты управления знаниями иногда заполняются устаревшим контентом. Автоматические smart-предложения Tettra уведомляют пользователя, если популярная страница давно не обновлялась, или, наоборот, подталкивают заархивировать неактуальный контент.
Преимущества:
Проверка правописания; Статистика и рейтинг статей; Поддержка тегов и меток; Наличие шаблонов; История изменений; Уведомления; Интеграция с Google Groups, GitHub, Zapier; Рецензирование; Единый вход (SSO); Наличие бесплатного пробного периода (до 10 пользователей в месяц).
Приятный бонус от наличия в системе AI-технологии: когда сотрудник компании задает вопрос в Tettra или Slack, искусственный интеллект по имени Кай мгновенно просматривает контент и формулирует ответ. Если Кай не может предложить готовое решение, он помогает найти подходящего человека. Правда, делает это исключительно на английском языке. Поддержки русского языка нет.
2. OpenKM
База знаний с открытым исходным кодом OpenKM и головным офисом в Пальма-де- Майорке представляет собой приложение управления документами на веб-основе.
Продукт распространяется бесплатно, но имеет и расширенную версию. В своей общедоступной формации решение предлагает возможность управления документами, включая контроль версий, а также предоставляет доступ к истории файлов, сканированию, метаданным и поисковику.
Преимущества:
Управление доступами и разрешениями; Диспетчер активности; Оповещения и уведомления об изменениях; Управление процессом утверждения; Отслеживание соответствия требованиям; Настраиваемые шаблоны; Контроль версий; Заметки и аннотации в документах; Коллективное редактирование статей; Полнотекстовый поиск; Поддержка русского языка.
Бесплатная версия, в отличие от платных уровней, не предлагает какой-либо структуры и технической поддержки в случае необходимости. Нужно искать ответы на форумах или в предлагаемом руководстве на английском языке. Сама система поддерживает и русский язык.
3. PHPKB
PHPKB – это программное обеспечение для управления знаниями, написанное на PHP с использованием базы данных MySQL.
Это полноценное решение для управления знаниями, которое можно использовать как для внутренних целей, так и для внешних клиентов. Можно разместить его в качестве облачного решения SaaS или установить локально.
ПО имеет простой в использовании, интерактивный графический пользовательский интерфейс с интуитивными элементами.
Преимущества:
Открытый API; Управление доступом и разрешениями; Отслеживание активности; Наличие оповещений и уведомлений; Каталогизация и категоризация; Инструменты для совместной работы; Настраиваемые брендинг и шаблоны; Импорт и экспорт данных; Полнотекстовый поиск; Мультиязычность; Отчетность и статистика; SSL-безопасность; Интеграции со сторонними сервисами.
Исходный код PHPKB общедоступен и полностью прокомментирован, что позволяет менять его под персональные потребности пользователя. Однако клиенту нужно будет оплатить лицензию, которая начинается от $250 в год за самый базовый план.
Вывод
2022-й год нарушил статус-кво в области отечественного управления знаниями и привел индустрию в движение. К счастью, уход зарубежного гиганта Atlassian не стал катастрофой, ведь рынок оказался готов предложить достойные альтернативы. Как отечественные, так и зарубежные.
У бизнеса есть выбор, какую систему взять на вооружение, но для компаний из России в условиях продолжающихся санкций разумным решением будет придерживаться «домашних» технологий. Они не только не исчезнут, но и, наоборот, продолжат развитие, смогут оказывать поддержку и предлагать новые удобства и апдейты.
Впрочем, можно задуматься и над внедрением open-source-приложений. Но данные технологии могут потребовать от пользователя более глубокого погружения в вопрос. Кроме того, в отличие от коммерческих ПО платформы на открытом коде не дают никаких письменных гарантий безопасности.