"Пять ночей с Фредди" - идеальное кино для зумеров

Ключевой вопрос: "Зачем?" Зачем нужна еще какая-то экранизация серии игр Five Nights at Freddy’s, когда у нас уже есть ультра-трэшовая лента "Страна чудес Вилли" 2021 года с великолепным, не проронившим ни слова за весь фильм Ником Кейджем?

"Пять ночей с Фредди" - идеальное кино для зумеров
© Российская Газета

Эта загадка висела в воздухе с показа первого трейлера вплоть до премьеры, которая состоялась на прошлой неделе почти одновременно в кинотеатрах и онлайн на стриминге Peacock. Теперь, когда фильм вышел, давайте разбираться, насколько перечисленные вопрошания оказались справедливы.

Но сперва стоит немного обозначить экспозицию происхождения проекта. Франшиза Five Nights at Freddy’s выросла из небольшой и незамысловатой инди-игрушки, вышедшей в 2014-ом и дичайше завирусившейся и расхайплейнной в основном среди школьной аудитории. Юные геймеры брали на себя роль ночного сторожа в детской пиццерии, по которой во тьме бродили жуткие ростовые куклы-аниматроники. Главная задача - следить за ними по камерам и не пропустить к себе в помещение, чтобы не поймать скример.

Впечатлительные подростки всю эту тему с подачи примерно таких же стримеров наворачивали неимоверно, в результате чего на свет появились рекордное для книги Гиннесса количество сиквелов, романы, графические новеллы и прочие атрибуты успешного современного медиа-бренда.

И вот поколение зумерков подросло достаточно, чтобы накормить их еще и полноценной официальной экранизацией.

Это к тому, что в ядре фильма концепция, максимально приближенная к оригинальной игре: главный герой, которого сыграл Джош Хатчерсон, не от хорошей жизни устраивается охранником в заброшенное заведение общепита, в прошлом которого кроются мрачные истории про похищение несовершеннолетних и прочие жутики. Естественно, на этот костяк авторы накрутили всякого интересного, как то проблемы с менталочкой у протагониста из-за душевной травмы, полученной в нежном возрасте, похожие неприятности у его сестры, за которой он вынужден приглядывать после смерти их родителей и элементы разного рода потусторонщины.

Дальше по сюжету случаются, собственно, пять ночей, которые предстоит пережить героям в страшной закусочной, появление дополнительных персонажей и даже один "вотэтоповорот" с раскрытием личности главного злодея, который точно не сработает, если вы следили за промо-кампанией, так как в ее ходе называли актера сыгравшего антагониста.

И здесь открывается главное отличие почти пиратской "Страны чудес Вилли" от "лицензионной" "Пять ночей с Фредди". Там, где авторы ленты с Кейджем открыто глумились над смыслом происходящего действа и весело упивались абсурдистикой событий, разворачиваемых в кадре, разливая по площадке декалитры крови, создатели экранизации Five Nights at Freddy’s продают вам историю про одержимых призраками аниматроников в детской закусочной на максимально серьезных щах.

И самое удивительное, что у них это работает. Для этого, конечно, нужен определенный настрой и изначально нужно принять всю бредовость сценария и правила игры, на которых основан местный лор.

Если у вас высокий порог терпимости к киношным допустимостям и условностям, необходимым для создания художественного произведения, то от фильма даже можно получить удовольствие.

Это, опять же, если мы говорим об аудитории непосвященных "мимокрокодилов", которым просто нужно кино на вечер. Армия фанатов поколения Z уже сейчас делает фильму такую кассу, что хватит на ворох прямых сиквелов, спин-оффов и побочных сериалов.

Стоит также отдать должное и актерской игре. Понятное дело, что Николас Кейдж и Джош Хатчерсон - это величины кардинально разного калибра, но у последнего великолепно и убедительно получилось сыграть уставшего и замученного жизнью мужика средних лет, что для голливудских артистов часто становится непосильной задачей. К детям-актерам также не получится предъявить претензии.

Операторская работа также приятно удивила. Как и положено любому хоррору с копеечным бюджетом, большая часть хронометража проходит в условиях тотальной темноты, но кадр и акценты освещения в большинстве сцен выставлены таким образом, что всегда понятно, что происходит и кто за кем охотится.

Откровенная жесть в ленте отсутствует - даже в эпизодах с перекусыванием людей пополам камера берет безопасный для возрастного рейтинга ракурс на тени персонажей на стене.

Подводя итог, можно вернуться к вопросу, поставленному в начале этого текста. Фильм "Пять ночей с Фредди" нужен. В первую очередь, конечно, детишкам нулевых, за десятилетие выросшим на той самой игре. Они будут смотреть его, несмотря ни на какие рекомендации, обзоры и рецензии.

Всем, кто не знаком с франшизой, но любит хорроры, картину можно рекомендовать к просмотру. С учетом жанровых условностей - это вполне смотрибельный и интересный проект с хорошими актерскими работами и неплохим техническим исполнением.

Оценка: 3,5 из 5.