«Родители благодарят нас за то, что мы вытащили их детей из компьютера» — глава «Игр будущего»
Создание «Игр будущего» и движение фиджитал помогает детям больше заниматься реальным спортом и сокращать время у компьютера или игровой приставки, заявил «Матч ТВ» руководитель проекта «Игры будущего» Игорь Столяров. Первые «Игры будущего» пройдут в 2024 году в Казани, они будут проводиться по новым дисциплинам с использованием современных технологий, цифровой среды и физической активности. Формат соревнований подразумевает использование последних разработок в области киберспорта, робототехники, дополненной и виртуальной реальности, информационных технологий и искусственного интеллекта. — Как движение фиджитал меняет жизнь киберспортсменов? — Философия задумывалась так, чтобы киберспортсменов больше вытаскивать в физическую активность. Некоторые делают это сами, естественным образом. Например, мы общались с топовыми игроками, они говорили, что без физики они никак бы не добрались до таких высот. Есть достаточное количество киберспортсменов, или людей, желающих стать киберспортсменами, которых завлекает «попсовая» реклама. Якобы в киберспорте только деньги, можно ничего не делать, поводить джойстиком, зарядить «десктопчик» и неожиданно на тебя повалятся миллионы долларов. Эта история порочная, но есть огромный кластер киберспортивных школ, где постоянно зависают в компьютере, а регламент не подразумевает физическую активность. Отсюда все негативные последствия, которые могут быть — гиподинамия, ожирение, зависимость, проблемы с глазами и привыкание к вредной еде. Мы прекрасно понимаем, что отсутствие физической активности в принципе негативно влияет на человека, а киберспортсмены еще и тренируются в достаточно агрессивной среде. Есть и совершенно обратная сторона, в которой киберспорт развивает латеральное мышление, периферическое зрение, когнитивные навыки и умение работать в команде. Мы говорим о том, что должен быть баланс, гармоничное развитие физических и цифровых навыков. Физика очень важна, но мы все давно находимся в «цифре» и с ней бесполезно бороться. Ограничивать киберспорт — также бесполезно. Мы видим, что некоторые страны пошли по этому пути, но у них ничего не получилось. Обходных путей, для того, чтобы заниматься киберспортом, масса: начиная с простейшего VPN и заканчивая специально навороченным компьютером, которые может брать любое нелицензионное ПО. Человечество всегда найдет выход, запрет всегда порождает интерес. Мы не собираемся ограничивать киберспорт. Мы хотим создать некие новые ролевые модели для киберспортсменов, чтобы они на них ориентировались. К тому же, может получиться красивая картинка для потребителей. Это некая интрига, которую мы создаем в процессе, потому что на тестовых соревнованиях у нас были случаи, когда люди классно себя показывали в игре, но проваливались в физике, а бывало наоборот. Если хотите, это новое развлечение для киберспортсменов. На выходе получается не просто спорт и философия, эту классную картинку можно показывать, зарабатывать деньги. Есть другая тенденция — люди из обычного спорта, заканчивающие свою спортивную карьеру, так или иначе все играют в игры, из них можно сделать классных профессиональных киберспортсменов. К примеру, возьмем фиджитал‑единоборства (сначала спортсмены играют в симулятор на консоли, а потом сходятся в MMA), у нас в сборной играют все, их не надо было переучивать. Бывали истории, что после тренировки они идут сначала играть, а потом в душ. Все эти естественные процессы нужно слегка подрулить, ни в коем случае не запрещать, а правильно регулировать. — Можете рассказать более частные примеры по переходу из киберспорта в фиджитал на подобии того, что вы рассказали о MMA? — У нас была команда из Казахстана по фиджитал‑хоккею, но изначально они играли только в хоккей 3 на 3, это была команда «Барыса». Они знали про существование хоккейных симуляторов, к сожалению, самый популярный из них — NHL, который не является российским. Но мы в том числе работаем и над тем, чтобы в России появились свои хорошие симуляторы по типу NHL и FIFA. Хоккеисты из Казахстана, спросили, могут ли они поучаствовать в соревнованиях, но обозначили, что ничего не понимают в PlayStation. Мы рассказали им регламент, они тренировались, приезжали к нам на тестовые соревнования и вылетели в первом раунде. Страшно обиделись, расстроились и уехали в Казахстан. Буквально два месяца назад они звонили нам, рассказали, что организовали фиджитал‑лигу Казахстана по хоккею и выиграли ее. Их это зацепило, хотя раньше они были профессиональным хоккеистами. — Какие есть примеры обратной связи от участников? — Самая клевая обратная связь — от родителей, которые приходят и благодарят за то, что частично вытащили моего «сорванца» и «шалопая» из компьютера. Все понимают, что постоянное зависание в компьютере почти что как наркоманская зависимость, мы стараемся эту историю балансировать, добавлять физическую активность. Это самая правильная благодарность, которую мы получаем. Если говорить об участниках, то мы не живем в мире розовых пони, мы знаем, что не всем заходит. Некоторые киберспортсмены говорят, что это не чистый киберспорт, это не для них. Ничего страшного в этом нет, мы же не 10 рублей, чтобы всем нравиться. Большинство участников этот формат принимает, пробует на вкус, им это заходит, как и зрителям. Все играют в компьютер, все занимаются спортом, но интереснее всего смотреть, как это соединяется. Есть много вопросов для нас, как для организаторов, по доработке самого продукта. Надо сократить технические паузы, убрать провисание во время перехода от компьютерной площадки к спортивной. Наша задача в том, чтобы это происходило бесшовно и сразу. Пока это не получается. — Для этого нужны центры наподобие того, который есть в Кемерово? — Да, по типовому проекту фиджитал‑центра в Кемерово строятся объекты во многих регионах страны, они будут и летними, и зимними. Мы надеемся, что 8 штук, включая кемеровский, будет построено до конца этого года. Как нам сказали в министерстве спорта, еще семь будет построено в 2024 году. — Через полгода стартуют «Игры будущего», а что будет дальше? — Дальше будут еще одни «Игры будущего» в 2025 году. Мы надеемся, что они пройдут не на территории России, а получится международный проект. Активно работаем над тем, чтобы в 2025 году «Игры будущего» состоялись в какой‑то из дружественных стран, которых около 27. Мы не будем уходить далеко и в недружественные страны, потому что там нас не ждут. Основыне направления — СНГ, Бразилия, Китай, Южная Африка. Бразильцы, турки, иранцы, китайцы очень интенсивно приезжают к нам. Теперь мы хотим приехать к ним. — Расскажите поподробнее о российских симуляторах FIFA, NHL… — Мы хотим сделать аналог еще круче, в этом сложность. Геймдевом мы не занимаемся, потому что есть проблема с движками. VK инвестировал в проект огромное количество ресурсов, работа по созданию аналогов идет, вроде есть отечественный игровой движок с открытым кодом Nau Engine, а‑ля Unity или Unreal Engine. Пока еще никто готового продукта на этом движке не делал, но говорят, что он существует, — сказал Столяров корреспонденту «Матч ТВ» на Восточном экономическом форуме. «Газпром‑Медиа Холдинг» выступает информационным партнером Восточного экономического форума.