Переход с CS:GO на Counter-Strike 2: будущее киберспорта в шутерах
Многие команды уже тренируются в «Контре 2» в ущерб текущим соревнованиям.
В мае в Париже прошёл BLAST.tv Paris Major 2023 — последний чемпионат мира по игре Counter-Strike: Global Offensive. Следующий мэйджор состоится в марте 2024 года уже в «сиквеле». Прямо сейчас киберспортсмены начинают глобальный переход на Counter-Strike 2.
Для многих про-игроков этот период станет символом зарождения новой эпохи «Контры», возможностью начать всё с чистого листа; будь то неудачное начало карьеры в «большом CS» или лебединая песня для ветеранов, заставших ещё 1.6 или Source (а то и что-то подревнее).
Но так ли это важно на деле или же последний мэйджор вместе с дистанцией до следующего — лишь хайп для зрителей? Попробуем разобраться.
Чем уникальна Counter-Strike
В отличие от традиционного спорта, в соревновательных видеоиграх такие изменения не редкость. Глобальные патчи каждые несколько месяцев «встряхивают» дисциплину, чтобы не потерять внимание простых игроков. Кибератлетам же приходится мириться с этим, каждый раз адаптируясь к новым условиям.
Причём делать это нужно как можно скорее. Профессиональный сезон никто не останавливает, а следующий турнир может стартовать уже через несколько дней после патча. Не бросить все силы на его изучение — значит безнадёжно отстать от всех остальных.
Это всё равно если в игровых видах (футбол, хоккей, баскетбол — представьте любой) раз или два в год начнут менять размеры площадки, количество мячей или шайб, правила игры рукой и контактной борьбы. Это повлияет на баланс: на первый план выйдут другие характеристики и качества, элементы командного взаимодействия. В итоге через пару месяцев в топе могут оказаться другие игроки и команды.
На первый взгляд Counter-Strike кажется одной из самых консервативных онлайн-игр. Основные механики, карты и виды оружия остались неизменными с начала 2000-х. Не сравнить с той же Dota 2, где Valve одним махом переиначивают огромное число игровых элементов.
Однако для CS любое изменение имеет большое значение. На высоком уровне игры каждая мелочь, будь то изменение числа патронов в AWP или новый уголок на хорошо знакомой карте, способна изменить мету, паттерны поведения команд и отдельных игроков.
Если же мы говорим о каких-то глобальных (по меркам шутера от Valve опять же) вещах вроде дропа гранат или введения новой карты, это всегда влияет на список топ-команд и на их порядок в мировом рейтинге. Спустя время кто-то нагоняет и возвращает, а кто-то так и не адаптируется, покидая элиту навсегда.
Переход на CS:GO был болезненным
Вообще, для Counter-Strike это не первая большая миграция игроков. Опытные аналитики, зрители со стажем и даже некоторые про-игроки могут вспомнить 2012 год — 21 августа вышла CS:GO, а уже к осени новая игра стала основой для всех топовых турниров, вскоре окончательно вытеснив культовую Counter-Strike 1.6.
Тогда переход был очень болезненным. Многие критиковали Valve за «убийство» CS 1.6 в угоду ещё сырому, слабо сбалансированному проекту. Кто-то в итоге смирился с новыми правилами и стал/остался звездой (например, легенды NAVI или шведская NiP), другие были непоколебимы и забросили киберспорт.
Видео доступно на YouTube-канале Игоря Ларионова. Права на видео принадлежат NAVI.
Какое-то время сцена сопротивлялась (не без помощи Valve, которая доводила игру до ума в своём неспешном темпе), пытаясь найти спасение в других проектах на основе CS. Например, в Китае проводились турниры по Counter-Strike Online, а у нас какое-то время доживали лиги по 1.6.
Были даже попытки поднять на топ-уровень любительские проекты… Но вскоре киберспортсменам не оставили выбора. Все топовые чемпионаты «переехали» на Global Offensive, и командам пришлось работать с тем, что есть.
Тогда на старте новой главы Counter-Strike в топе неожиданно оказались Ninjas in Pyjamas. Неожиданно — для того времени. Сейчас это выглядит логично: шведы одними из первых начали тренироваться в новой игре, пока NAVI и другие топ-команды держались за CS 1.6 до последнего.
В результате «пижамные» почти год доминировали на всех турнирах по CS:GO — ESWC 2012, три DreamHack подряд, ESL Major Spring 2013. Остальным пришлось догонять, да и то первыми это сделали поляки из Virtus.pro и VeryGames с NBK и Scream, которые тоже начали адаптацию раньше остальных.
Все сделали выводы?
Спустя десять лет ситуация изменилась. Киберспорт шагнул далеко вперёд, а опыт CS 1.6 помнят все — теперь все понимают, что от новой реальности не сбежать.
Про-геймеры уже изучают CS2, зачастую даже в ущерб текущим результатам. Пока турниры проходят только по CS:GO, но кто-то готов пожертвовать настоящим ради более перспективного будущего: ходят слухи, что ряд команд уже тренируются в Counter-Strike 2, чтобы захватить лидерство в новой игре с самого старта.
Сложно только сказать, насколько такой риск оправдан. За адаптацией к новым условиям всегда интересно следить, а её темп зачастую зависит от характера и качеств самих игроков. Чей подход окажется верным — мы увидим на первых турнирах по CS2.
Видео доступно на ESL Counter-Strike. Права на видео принадлежат ESL.
Интересно взглянуть и на трансферы в текущем сезоне. Обычно после мэйджора коллективы массово меняют составы, чтобы начать новый этап с чистого листа. В этот раз новостей о громких трансферах почти нет — даже несмотря на массовый провал фаворитов.
Аналитик и комментатор Сергей Smile Ревин в недавнем интервью «Чемпионату» выразил мысль, что коллективы предпочитают не рисковать перед таким важным этапом, как переход на CS2. И с ним можно согласиться.
Действительно, в контексте глобальных перемен в игровом процессе трудно однозначно сказать — будет ли замена одного игрока на другого эффективной? Даже если он индивидуально сильнее и лучше подходит команде по стилю сейчас — сохранятся ли эти преимущества в Counter-Strike 2?
Можно сказать, что киберспортивный CS в целом перешёл в энергосберегающий режим. Учитывая в целом положительные отзывы о новой версии Global Offensive, сообщество выглядит вдохновлённым грядущими переменами. А потому настоящее выглядит на фоне яркого будущего чуть тусклее.
Пожалуй, даже самим игрокам хочется побыстрее закончить этот тянущийся переходный период. Пусть даже новые раскидки на недавно добавленной в CS2 карте Mirage кажутся катастрофой. Пусть даже ошибок будет больше, чем выверенных действий.
Когда мы наконец перевернём страницу и начнём историю соревновательного Counter-Strike 2, точно пока неясно. Но хочется, чтобы Valve не тянули с этим до следующего марта, а закончили раньше — слишком затянутая пауза может оказаться для CS весьма некстати.