Россияне предпочитают аренду игровых консолей их покупке
Рынок игровых консолей, игр и аксессуаров для гейминга ждут большие изменения. В связи с высокой ценой на новинки, а так же в связи с нерегулярностью поставок традиционная покупка может уступить место аренде или шерингу. Об этом свидетельствуют как данные участников рынка, так и крупных платформ-классифайдов.
Так, по данным розничной сети "Ситилинк", в 2022 году из-за ухода брендов рынок консолей снизился в денежном выражении более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. В то же время, по данным Авито Услуг, спрос на аренду игровых приставок по России по итогам 2022 года вырос на 36% по сравнению с данными 2021 года.
"Объявлений от арендодателей за этот же период стало больше на 10%. Наибольшая динамика роста спроса была отмечена на аренду Nintendo и Playstation - +73% и 23% соответственно. В уже наступившем 2023 году мы также отмечаем положительный рост спроса на аренду игровых консолей. Так, только в марте этого года по сравнению с мартом 2022 года спрос вырос сразу на 48%. Активнее за этот период россияне брали в аренду Playstation и Xbox - +64% и +22%. Средняя цена за посуточную аренду составила порядка 600 рублей. Однако намного выгоднее брать технику на длительные периоды (минимум от одной недели) - тогда цена кратно снижается", - говорит Александр Семочкин, руководитель категории услуг "Ремонт и установка техники" на Авито.
Одним из драйверов роста арендных сервисов стала доступность игровых консолей, которые никогда официально не продавались в России, например PlayStation 5 или таких аксессуаров как PlayStation VR2, говорит Евгений Шевелев, сооснователь сервиса Arenter.
"Аренда игровых приставок - это самая растущая категория в нашем ассортименте. Для нас это локальный результат, ранее мы категории игровых консолей уделяли меньше внимания пока не увидели на рынке рост спроса. Мы это соотносим с тем, что стало сложнее и дороже купить игровую консоль в России, плюс на рынок вышли новые модели, которые были в явном дефиците во всем мире. Пользуются спросом консоли PlayStation и Xbox, причем не только последние модели, но еще и предыдущие поколения. Последние - дешевле в аренде, но на новых моделях есть возможность поиграть в самые передовые игры с трассировкой лучей и в разрешении 4К", - говорит он.
Технических препятствий для аренды современных игровых консолей нет, отмечает главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов. "Это очень надежные устройства, которые не требуют регулярного обслуживания. Ресурс SSD в Xbox Series X/S и PS5 внушительный, постоянное переключение аккаунтов Microsoft и Sony не ограничивают. И даже геймпады (самая уязвимая часть при большом количестве владельцев) будут выходить из строя редко", - отмечает он.
"Сервисное обслуживание не такое уж и сложное: на рынке доступны комплектующие. Есть проверенные сервисные компании, с которыми мы работаем в случае возникновения проблем", - добавляет Шевелев.
Спрос на аренду и шеринг игровых консолей и игр начал расти в 2022 году после ограничения поставок в Россию и отсутствия возможности для большинства пользователей покупать цифровые версии игр. Спрос же на игры на физических носителях - дисках - рухнул в силу их высокой стоимости, выросшей примерно в 2-2,5 раза. На этом фоне появились сервисы, предоставляющие игровые консоли в аренду вместе с подпиской и играми в комплекте. Они заведены на иностранный, преимущественно турецкий аккаунт и у пользователя не возникает необходимости что-либо оплачивать дополнительно.
"Сейчас есть несколько возможностей предоставить игровой контент - это игровые подписки от PlayStation/Xbox и диски. И мы эти возможности предоставляем - клиент сам выбирает, что он хочет: предоплаченный аккаунт с подпиской, который идет в комплекте с консолью или диски с определенными играми. Зачастую, клиент выбирает первый вариант - более 400 игр в подписке выглядит более привлекательно, чем 3 игры на дисках", - поясняет Шевелев.
В такой модели помимо явных плюсов есть и определенные минусы. В случае с шерингом консоли с одной конкретной учетной записью, пользователи будут получать игры со следами использования, чужими никнеймами, чужим игровым прогрессом и т.д. "Сейчас такое использование консоли будет неудобно даже для соревновательных онлайн-игр, наподобие FIFA, Battlefield и др. - уж очень много нюансов придется перенастраивать арендаторам перед тем, как начать играть", - поясняет Харитонов.
Но другие схемы выглядят еще менее привлекательно. Если клиенты будут арендовать консоль, входить в нее под своим личным аккаунтом, пользоваться какое-то время, выходить из аккаунта и возвращать сервису аренды - никаких проблем не будет. Но игры на консолях сегодня стоят дорого - иногда по 6-7 тысяч рублей. На этом разовая экономия 22-24 тысячи рублей за "младшую некстген-консоль" Xbox Series S или 39-45 тысяч за "полноценный некстген" PS5 выглядит не существенной - это всего лишь 4-7 AAA-игр (высококачественных тайтлов от ведущих издателей) в сегодняшних реалиях.
"Шеринг аккаунтов производители консолей пресекают - учетные записи, которые побывали на слишком большом количестве разных консолей, со временем попадают в бан. Например, Sony зачастую банит консоли (по Hardware ID), на которых активировали более чем 16 аккаунтов. При этом, если пользователи будут деактивировать (а не просто удалять) аккаунты перед возвращением арендной консоли, проблем не будет", - добавляет главред Ferra.ru.
Но в целом эксперты отмечают перспективность направления шеринга игровой техники, в частности, говорит IT-эксперт Ярослав Мешалкин. Даже начавшие переживать ренессанс чуть ранее компьютерные клубы - это тоже своего рода аренда и шеринг.
"Мне это направление кажется перспективным. По опыту, люди часто покупают те же консоли - а они потом пылятся, потому что нет времени или просто "не зашло". Аренда позволяет понять, нужна ли тебе реально эта вещь. Или можно взять напрокат для поездки на дачу, неважно: на всё лето или на выходные с друзьями". - говорит эксперт.
Эксперты отмечают, что есть целые категории товаров, где шеринг кажется наиболее привлекательным, например дорогостоящие игровые аксессуары, такие как шлемы виртуальной реальности. Большинство пользователей слабо представляют, какой именно опыт они получат. И велик риск, что приобретенный за 50-60 тысяч рублей гаджет в итоге окажется лежащим где-то на полке.