Уроки физкультуры в российских школах пополнятся свежими дисциплинами
Минпросвещения при участии Федерации русской лапты России и Федерального центра организационно-методического обеспечения физвоспитания разработало образовательный модуль по игре в лапту для школ. Возрастного ограничения не существует, начинать можно хоть с первого класса, главное биту суметь удержать в руке и суметь добежать из "дома" в "город" и вернуться обратно.
Для тех, кто не в теме, расскажем. Лапта - интересная подвижная игра с мячом и битой для двух команд, которая проводится на прямоугольной площадке. Цель одной команды - послать мяч в поле ударом биты, перебежать площадку до противоположной стороны и вернуться обратно, не дав противнику осалить (ударить с лета) себя мячом. За каждую полную пробежку команде начисляются очки. Цель другой команды - не дать соперникам пересечь поле, осаливая их, и по возможности поймать мяч с лета. Выигрывает команда, набравшая больше очков за отведенное время: играют обычно два тайма по 30 минут с пятиминутной передышкой или 4 тайма по 15 минут (так называемая мини-лапта).
По данным минпросвещения, оценивать мастерство игры в лапту предлагается за практическое выполнение различных технических элементов игры: удар битой по мячу, ловлю мяча после удара соперника, бросок мяча в цель и т.д. При этом новый модуль может изучаться и вне основных уроков, факультативно, в том числе в рамках подготовки и проведения спортивных мероприятий. Особое внимание будет уделено освоению лапты в рамках деятельности школьных спортивных клубов. Сегодня в стране их более 32 тысяч, предполагается, что к 2024 году спортивные клубы будут действовать в каждой российской школе.
Теперь советы школ будут самостоятельно выбирать те виды спорта, которые им нравятся и для занятий которыми имеются возможности
В пояснительной записке к программе по лапте говорится, что эта игра поможет ученикам в выработке воли и характера, умении ориентироваться в окружающей действительности. Преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта называется ее экономическая доступность: при проведении учебной и внеклассной работ не потребуется больших средств на приобретение оборудования и инвентаря. Для игры достаточно иметь простую ровную площадку (45-55 метров в длину, 25-40 метров в ширину), несколько деревянных бит длиной от 60 до 110 сантиметров и мячик для игры в большой теннис.
Как сообщил "РГ" член экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Госдуме, топ-марафонец по плаванию Антон Лосев, лапта находилась на слуху уже последние несколько лет. Эксперт считает, что у этой игры есть перспектива, так как инвентарь для нее малозатратный, с минимальным перечнем необходимого (теннисный мяч и бита). И лапта схожа с национальным видом спорта у американцев - бейсболом. Тот имеет огромную популярность и является еженедельным досугом тысяч жителей. Поэтому приживаемость лапты в школе зависит от желания руководителей этого направления, методического внедрения в жизнь школьников, культивирования национальной игры и поддержи государства.
А зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ Елена Истягина-Елисеева добавила, что включение элементов лапты в урок физкультуры во многом зависит от желания Федерации лапты России. Сейчас реализуются отдельные проекты по включению элементов футбола, шахмат, самбо и других видов спорта в уроки физкультуры. Но главное все же развить у детей необходимые навыки и умения (будет странно, если ученики будут все уроки физкультуры играть в лапту, но не уметь отжиматься, подтягиваться и т.д.) при обеспечении безопасности их здоровья и жизни.
Мнение
Алексей Кыласов, президент Мирового этноспорта, главный научный сотрудник Высшей школы менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова:
- Лапта не единственный новый вид спорта, который может появиться на уроках физкультуры в школах. Совместно с общероссийскими спортивными федерациями министерство просвещения подготовило 25 модулей по самым разным видам спорта, среди которых есть и лапта. Теперь советы школ будут самостоятельно выбирать те виды спорта, которые им нравятся и для занятий которыми имеются возможности в учебных заведениях. Сами же модули сделаны для того, чтобы учесть требования образовательных стандартов.