«Второй эшелон» наносит удар
85 лет назад, в начале октября 1937 года, вышло постановление ЦИК СССР по повышению срока наказания за особо опасные государственные преступления. Шпионам, вредителям и прочим диверсантам вместо «червонца» теперь могли выписать «четвертак» – до 25 лет лагерей. Изменения в законодательстве были приняты по итогам процессов того года, когда судили предателей и прочих врагов народа. Часть виновных, действительно, понесла заслуженную кару, но организаторы – «мозговой центр» заговора – увы, не пострадал. И три с половиной года спустя это чуть не погубило страну.
Среди всех судебных процессов того времени наиболее интересно «Дело Тухачевского». Который был арестован за попытку военного переворота, намечавшегося на начало мая того же 1937-го. Штука, конечно, неприятная, но вполне обычная. Военные любят «гондурасить», в ряде стран это вообще национальная традиция. Да и маршал был хорошо известен своими наполеоновскими «хотелками», собственно, поэтому так легко и попался. Однако на допросах выяснились гораздо более интересные подробности.
Столь любимые историками сто тысяч танков – примерно столько их требовал наклепать Тухачевский – отнюдь не самый интересный момент, который тогда выяснили следователи НКВД. Да, без тылов – ремонтных мастерских, машин-заправщиков, БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина – танк без башни), наконец, без грамотных механиков-водителей – всё это было не более чем мёртвым железом, не способным воевать.
Различные проекты, точнее, прожекты, типа телеуправляемых танков и самолётов реализованы только сегодня, да и то не в полной мере. Всё это можно было, действительно, списать на глупость.
А вот «план поражения СССР в войне с Германией» всех впечатлил, как говорится, до икоты. Всё просто: немцы нападают, мы отступаем, загоняем войска в «котлы», огромные потери, и т. д. На волне недовольства происходит государственный переворот, далее капитуляция на условиях Рейха и расчленение страны на княжества.
«Заговор Тухачевского не был ликвидирован до конца. Взяли только видимую верхушку, до второго эшелона заговорщиков не докопались. И в июне 1941-го, по сути, реализовался сценарий, задуманный еще Тухачевским и его сообщниками – арестованный маршал в 1937-м рассказал о нем на Лубянке на 143 страницах ровным почерком. Однако годом ранее Иероним Уборевич успел отвезти этот план в Германию. Получив его, немцы тут же провели командно-штабную игру на картах, где Минск захватили на пятый день пока еще виртуальной агрессии.
А в мае 1941 года агент советской разведки, член «Красной капеллы» Йон Зиг, являвшийся одним из руководителей берлинского железнодорожного узла, предоставил нам письменное предписание – возглавить уже Минский железнодорожный узел на пятый день с начала боевых действий против СССР», – объясняет историк, бывший сотрудник разведки КГБ, полковник Арсен Мартиросян.
И Тухачевский, и Уборевич регулярно ездили «в гости» в Рейх – к нацистам. Причём на следствии выяснилось, что помимо этого плана поражения в Вермахт попала ещё масса всего интересного. Включая новейшие карты, по которым немцы потом наступали, и прочие секреты. Выторговывая себе жизнь, экс-маршал заливался как соловей. Не помогло.
Лично ему – да. А вот в целом он свою роль выполнил на все 100%, а то и больше. Выдвиженец Троцкого с непомерными амбициями вообще был выбран явно не зря, так как привлекал к себе повышенное внимание. Получится у него госпереворот – хорошо, потом его можно и в расход пустить. Но на успех «наполеончика», судя по всему, большой надежды у заговорщиков не было.
Зато отвлёк внимание НКВД. Последовавшая «чистка» РККА получилась бессистемной, её проводили, основываясь на показаниях заговорщиков, а те старались оклеветать побольше народа. Причём это касалось не только Тухачевского и его сообщников, постарались и фигуранты иных процессов тех лет. Да, многие пострадали, но никакого «фатального ущерба» армии «Большой террор» не нанёс.
А 1937-38 годах, то есть за два года, из РККА по различным причинам было УВОЛЕНО около 35 тысяч человек комсостава (около 12% списочного состава), из них арестовано – около 9,5 тыс. Да, много. В 1935-м уволили всего 8560 человек, из них 6719 за пьянство, растраты и воровство. Не хило, да?
За два «репрессивных» года таковых набралось тоже прилично – 3810 человек. Две тысячи ушли по причине болезни, смерти и инвалидности, 4138 выкинули из армии как неблагонадёжных иностранцев, 14684 – по политическим мотивам.
Но потом более 10,5 тыс. человек было восстановлено в РККА, выпустили также 1457 арестованных. 453 пьяницы и вора оправдали, 7328 «политических» тоже. Тут есть, конечно, один интересный момент, который в статистике отсутствует – а какой процент «сердюковых» потом был ещё и арестован?
«Не допуская никакой оценочности и чётко осознавая, что репрессии остаются репрессиями вне зависимости от количества попавших под них, заметим, с одной стороны, сильно преувеличенный масштаб политического террора среди командирского корпуса РККА, а с другой – довольно низкий моральный уровень этого же корпуса», – считает историк Максим Тимонов.
Тем не менее, шухер был поднят знатный, и в этой мутной водичке успешно отсиделся «второй эшелон» заговорщиков. Который вскоре начал действовать. Путём каких-то хитрых интриг с поста начальника Генштаба «ушли» великого Бориса Шапошникова, а потом его план гибкой обороны подменили «нерушимой стеной». При этом дивизии намеренно «размазали» по фронту, что впоследствии дало Вермахту возможность совершать прорывы и окружать крупные группировки РККА.
Сталин, не будучи военным, эту подмену проворонил, он доверял своим генералам и маршалам. А Шапошников как раз в то время заболел, тяжело. Клим Ворошилов был преданным, но довольно безграмотным, а Семён Будённый не являлся той величиной, которая могла что-то изменить.
Фюрер, бесспорно, знал, что Тухачевский «раскололся» – в СССР, как показала практика, хватало шпионов и предателей. Но, тем не менее, план не отменил. И отнюдь не по дурости. Гитлер, помимо всего прочего, был очень умным человеком, сильным интуитом и обладал тем, что психологи называют «инсайдом». К незаконной информации на финансовом рынке сие слово в данном случае не имеет отношения. Это когда мозг человека, его подсознание, работает «параллельно», и время от времени внезапно выдаёт верное решение.
Да, лютый враг нашей страны, но враг умный и информированный. Война с Францией, армия которой была в разы сильней Вермахта, это более чем наглядно доказывает. И Алоизовыч принял решение напасть, 22 июня.
То, что Сталин прекрасно знал о дате нападения, известно давно, это неоднократно доказано фактами. В том числе вполне официально – приказ от 18 июня 1941 года о приведении западных округов в боевую готовность опубликован в 12-томной энциклопедии по ВОВ, издательство Минобороны РФ. То есть наш вождь сделал свой шаг, шаг против плана поражения Тухачевского.
Минск пал не на пятый, а на шестой день – сработал пропущенный чекистами «второй эшелон». Враг дошёл до Москвы. Страну спасли только мужество и беспримерный героизм советских людей. Цена предательства – 27 миллионов жизней наших соотечественников, хотя в приграничном сражении в разы более сильная РККА имела все возможности наголову разгромить Вермахт, заплатив за это очень скромную цену. А потом пойти на Берлин.
Кто стоял за Тухачевским, а также прочими генералами и маршалами, мы не знаем и по сей день. Но явно кто-то в самых верхах Советского Союза. Кто маскировался под патриота, но на деле мечтал сокрушить Россию. И нам не стоит забывать об этом, ведь Родина у нас одна. И другой никогда не будет.
Мнение автора может не совпадать позицией редакции.