Обзор Return to Monkey Island: великолепный финал культовой серии игры из 90-х

Хотя олдам может не зайти.

Обзор Return to Monkey Island: великолепный финал культовой серии игры из 90-х
© Чемпионат.com

Недавно вышла Return to Monkey Island. Это продолжение культовой серии квестов, которая в 1990 году изменила игровую индустрию. Критики и геймеры хвалят новинку — но стоит ли вам тратить на неё время?

Величие Monkey Island

Вышедшая в 1990 году The Secret of Monkey Island совершила революцию — в первую очередь визуальную. Железо тех времён воспроизводило только 16 цветов, и адекватно распорядиться такой палитрой было непросто. Обычно художники просто закрашивали одним цветом ковры, шкафы, горы и любые другие объекты. Картинка из-за этого получалась зачастую неприятной.

Однако авторы The Secret of Monkey Island придумали другую технику. Раскрашивая модельку, они чередовали пиксели разных цветов — в итоге сочетание, к примеру, синего и жёлтого рождало новый оттенок. Идея простая, но раньше такого не делали. Именно поэтому визуал шокировал.

К тому же раньше квесты были хардкорным жанром. Управлять героем приходилось через текстовые команды — если хотели схватить с земли палку, нужно было подойти к ней и напечатать «поднять». А ведь синонимы вроде «взять» могли не подойти, так что порой геймеры долго перебирали слова.

В The Secret of Monkey Island внизу экрана появилась система команд, где были все доступные опции. Теперь игроки могли не печатать, а просто выбрать нужный вариант. Зачатки этой механики были и в других квестах, но именно в Monkey Island она приобрела финальный вид.

Учитывая, что в игре хватало и других фишек, она ожидаемо стала великой. Увы, со временем интерес к квестам угас, а серия, начиная с третьей части, позабыла о корнях и огорчила фанатов. К счастью, в 2022 году появилась возможность вернуться на Остров обезьян — но стоит ли?

Это не тот остров

Игры встречают по одёжке — тут Return to Monkey Island поначалу огорчает. Я застал первую часть и помню очаровательный пиксельный визуал. Мастерства художников хватило, чтобы The Secret of Monkey Island даже сейчас выглядела круто.

А вот о Return to Monkey Island такого не скажешь. Вроде бы всё нарисовано симпатично, но отделаться от чувства обыденности не удаётся. Серия будто потеряла лицо.

Однако стоит побороть скепсис и забыть о ностальгии, как картинка Return to Monkey Island начнёт завораживать. На локациях всегда полно деталей, каждый район нарисован в уникальном стиле, а цветовая гамма успокаивает. В итоге со временем находиться на Острове обезьян становится приятно. А когда разработчики начинают сами высмеивать смену стиля, не остаётся и мысли критиковать игру.

После анонса визуал Return to Monkey Island ругали, однако на деле с ним всё хорошо. Просто дайте авторам шанс — тогда симпатичный мир придётся по душе.

Сюжет

Сюжет Return to Monkey Island банален. Гайбраш Трипвуд провёл на Острове обезьян много времени, но так и не раскрыл его главный секрет — эта мысль не даёт герою покоя. К тому же он выясняет, что заклятый враг ЛеЧак возвращается на остров — призрак-пират уже отыскал корабль и собрал команду. Тогда Гайбраш тоже отправляется в путь.

Впрочем, фишка не в самой истории, а в том, как авторы её рассказывают. На пути полно харизматичных персонажей, шикарные шутки, а все препятствия необыкновенно милые.

К примеру, как-то раз Гайбраш пытается проникнуть на корабль ЛеЧака, но его не пускают. Скелет-стражник роется в документации и находит список персон, для которых вход запрещён. Список состоит из одной картинки, на которой нарисован главный герой. Чтобы попасть на борт, придётся отыскать маску монстра и сойти за своего. Вроде бы ничего особенного, но благодаря диалогам и шуткам улыбка не сходит с лица.

Впрочем, есть и проблема. Разработчики говорили, что знать первоисточник необязательно — в целом это правда, но без понимания оригинала вы не получите и половины удовольствия. Авторы не просто возвращают Гайбраша на знакомый остров, но даже копируют сцены из первой части.

В начале The Secret of Monkey Island Гайбраш встречался со старым дозорным. Герой представлялся и говорил, что хочет стать пиратом. В новинке он находит того же человека на том же месте, а затем спускается на улицы, по которым олды ходили ещё 32 года назад. Старые знакомые тоже на месте — при встрече они обязательно вспомнят былые времена.

Конечно, в меню есть вкладка, где авторы рассказывают о ключевых событиях прошлых частей, но этого мало. Хорошо, что пройти первые две части можно с удобством — в 2009 году вышло неплохое переиздание.

Окунуться в Return to Monkey Island с нуля тоже можно — всё-таки в игре полно достоинств. Однако проникнуться враждой с ЛеЧаком и в полной мере понять фишку концовки не выйдет.

Геймплей

Return to Monkey Island — классический квест. Герой бродит по локациям, собирает полезные предметы, комбинирует их, решает загадки и много болтает. Нововведений мало, но знакомая формула всё ещё работает.

Любопытно, что в новинке два уровня сложности. На стандартном вы легко пробежите игру и ни разу не запнётесь. В любой непонятной ситуации можно заглянуть в журнал и прочитать подробную подсказку. А вот на высокой сложности авторы лишь тонко намекают на то, что нужно делать — в итоге над головоломкой можно просидеть целый день. Это удобная система, ведь вы сами выбираете цель: получить удовольствие или бросить вызов собственной смекалке.

Из других улучшений стоит выделить бег и подсвечивание активных объектов. В итоге геймплей не утомляет медлительностью и не вынуждает заниматься пиксель-хантингом.

Впрочем, бег не пришлось бы отмечать, не будь в Return to Monkey Island так много бэктрекинга. Особенно проблема удручает на поздних стадиях игры, когда авторы откровенно растягивают хронометраж. К счастью, герои не перестают шутить, а визуал всё ещё успокаивает.

Ещё одна проблема связана с управлением через геймпад — проходить игру с него непросто. Чтобы добраться до активного предмета, нужно по нескольку раз подходить впритык и надеяться, что он наконец подсветится. Мышкой же достаточно кликнуть по нужному месту. По этой же причине на Nintendo Switch приходится задействовать сенсорный экран.

В остальном Return to Monkey Island — изумительный квест. Придраться можно лишь к мелочам.

Секрет Return to Monkey Island в том, что его создавали авторы оригинала. Ведущий геймдизайнер Рон Гилберт, автор музыки Майкл Лэнд, озвучивающий Гайбраша актёр — эти люди вернулись. Они доказали, что до сих пор любят серию, и выложились на полную. В итоге получился практически идеальный квест, который понравится как фанатам жанра, так и новичкам.

Понравилось

Не понравилось

Сейчас Return to Monkey Island вышла на Nintendo Switch и ПК. Официально версии для PlayStation и Xbox не заявлены, но это наверняка случится в обозримом будущем.