От воина до монарха. 4 архетипа сотрудников и руководителей
Существует четыре основных архетипа сотрудников и руководителей — воин, маг, монарх и любовник (любящий). Эту классификацию предложили психологи Роберт Мур и Дуглас Жиллет. Согласно их теории, в каждом человеке присутствуют черты, присущие всем этим архетипам, но всегда есть доминирующий, который определяет в том числе карьерный рост человека. Поделюсь собственными наблюдениями, как взаимодействуют боссы и их подчинённые с разными доминирующими архетипами. Кто такие воин, маг, монарх и любящий Для начала кратко познакомимся с каждым из них. Теорию архетипов разработал ученик Зигмунда Фрейда Карл Юнг в рамках учения о коллективном бессознательном. Согласно ему, архетип — это совокупность образов и идеалов, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде конкретного человека. Это устойчивые подсознательные образы, которые встречаются у большинства народов. Воин-руководитель управляем инстинктом защиты территории. Это человек чётких действий и быстрых решений, он эффективен для побед и прорывов, особенно в антикризисных ситуациях. Воин верит в сотрудников как в своих воинов, ценит их через поступки и измеримый результат. Воин-подчинённый — это прекрасный исполнитель. Он всегда действует в рамках инструкции и не отвлекается на «креатив» или поиск альтернативных путей решения задачи. Монарх-руководитель движим инстинктом иерархии. Их главный инструмент управления — это наставничество и отеческая забота. Монарх не только желает стать «папой», но и сутки напролет готов обсуждать на стратегических сессиях будущее компании через год, два, пять лет. Монарх-сотрудник — идеальный генератор стратегических инициатив. Ему сложно переключаться на решение сиюминутных задач, потому что он поглощен анализом и планами развития бизнеса. Маг-руководитель управляем инстинктом безопасности. Они сами обладают и ждут от подчиненных досконального знания предмета и глубокого анализа. Маг не станет требовать от сотрудников план действий, он будет ждать прорывной идеи. Маги-сотрудники редко становятся начальниками — они слишком сильно погружены в детальное изучение процессов, происходящих в бизнесе. Они постоянно ищут варианты подстраховки на случай неблагоприятного стечения обстоятельств, и это помогает им изобретать нечто новое, что может способствовать резкому росту бизнеса. Любящий руководитель — эталон заботы об окружающих. Любящий создаёт максимально комфортные условия для работы и хочет доставить удовольствие своим подчинённым. «Любящих» начальников чаще всего можно встретить в сфере услуг — гостиничном, ресторанном, шоу-бизнесе, рекламе, PR, коммуникациях. Любящий сотрудник — это массовик-затейник, который дружит со всеми, всё обо всех знает и каждому пытается помочь. Даже тем, кому его помощь, в общем-то, и не нужна. Теперь поговорим про каждого детальнее и рассмотрим, как все они взаимодействуют между собой. Воины с папкой Воин в офисе — это удача. При любом руководителе такой сотрудник станет надежным и ответственным исполнителем, иногда и опорой команды. Главное — научиться взаимодействовать с ним и уметь чётко формулировать план действий на «милитаристском языке». Воина сразу можно выделить по тому, как он «рвется в бой». Едва дослушав до конца установки руководства, он бежит исполнять их, как никто другой, чётко следуя инструкции, отметая любую возможность усовершенствовать или облегчить себе работу. Не говоря уже о том, чтобы использовать в своих целях многовариантность ситуации. Что бы ни происходило, воин будет исполнять свои обязанности, следуя договоренностям с начальством, и не стоит ждать от него какой-то гибкости, креатива, попыток расширить свое влияние в коллективе, а иногда и дипломатичности. Воин и маг Воин для мага — это невыносимое испытание, ведь маг ждёт, что его подчиненный будет спрашивать его мнение на каждом этапе работы. Воину же это не надо — он двигается по согласованному маршруту и не отвлекается. Если же, выполняя свою работу, воин не учтет внезапно открывшуюся возможность, маг будет в бешенстве. Каждый из них по-своему прав — воин не будет понимать, чем недоволен шеф, ведь он все делает правильно, а мага охватит негодование из-за «нерасторопности» воина. Взаимодействие воина и мага часто пример классического недопонимания между руководителем и подчиненным. Один кричит, требует инноваций, обвиняет сотрудника в том, что их обогнали конкуренты, а второй все это «проглатывает», но ни на йоту не отклоняется от изначальных установок. Воины не думают о конкурентах, не отвлекаются на происходящее рядом. Поэтому магам лучше самим отслеживать работу подчиненных-воинов и подсказывать им. Иначе есть риск потерять прекрасного и верного исполнителя, которому однажды надоест «непредсказуемое» и вечно недовольное начальство, он ударит кулаком по столу, и напишет заявление об уходе. Воинский союз Если руководитель тоже относится к типу воинов, то рабочий процесс можно сравнить с работой тренера и профессионального спортсмена: шеф сказал, что завтра силовая тренировка, послезавтра — кардио, значит, так и будет. В бизнесе воин-руководитель и воин-подчиненный действуют в рамках графика и ни на что не отвлекаются. Для шефа-воина такой подчиненный — самый верный и надежный, а для сотрудника-воина такой начальник — человек одной крови и образец для подражания. Воин и монарх Начальник-монарх — это отец, наставник и мать-кормилица в одном лице. Монархи пользуются большим уважением, но, бывает, вызывают непонимание у подчиненных. Особенно если увлекаются визионерством и мысленно живут будущем, планами на десятилетия вперед, позабыв о решении сиюминутных задач. Монарх может представить план будущего замка, при том что его команда едва сумела достроить дачный коттедж. Поэтому монарх срабатывается с воином, только когда ставить для него не масштабные, а локальные задачи. Таких задач может быть несколько, и воин их решит, но ему нужно очень четко и в деталях объяснить, почему за «а» следует «б» и далее по списку. Если монарх расскажет, какой будет компания через тридцать лет, воин, конечно, будет очарован и воодушевлен, но картина грядущего величия не уместится в его представлении о мире. И он попросит обозначить для себя приоритетные цели на год или два, максимум на три года, потому что перспективы на ближайшую пятилетку будут восприниматься воином, как фантазии, оторванные от реальной жизни. И это касается воинов, находящихся на самых разных позициях — от простого исполнителя до топ-менеджера. Если не ограничить перспективы развития, воин не впишется в процесс. Но самое печальное, он не сможет вовремя понять, что курс развития немного изменился — теперь все бегут не прямо на юг, а на юго-запад. Чтобы такого не произошло, монарх должен объяснить воину, почему именно сейчас необходимо подкорректировать направление и изменить процесс работы. Воин и любвеобильный начальник Любящий шеф — это гуманист и душа компании. Он всегда и всем помогает и подсказывает, не задумываясь, насколько его помощь и авторитетное мнение уместны. Ведь он — массовик-затейник, увлекающаяся натура, готовый задушить в своих объятиях любого. Он настолько переживает за других, что подробно продумывает не только рабочий график своих сотрудников, но и их порядок выхода на танцпол во время корпоративов, чтобы избежать давки. Если с магом воину просто сложно, то с любящим начальником — невыносимо. Нарушение личного пространства и границ общения воин воспринимает как кощунство. Такой стиль руководства может его очень сильно раздражать или быть неприемлем. Не потому, что воин — неблагодарный человек, просто ему это не нужно. Воину безразлично в каких условиях работать, что есть и на чём спать. Его ум заточен на результат, а не на внешние факторы. Поэтому у любвеобильного руководителя с воином могут возникнуть серьезные недопонимания. Однако если они договорятся, то могут стать очень гармоничной и взаимодополняющей парой: один будет держать над головой зонтик, реализуя свою программу защитника от дождя и палящего солнца, а другой — самоотверженно копать траншею. Имея в команде одного или нескольких воинов, любому руководителю нужно учитывать их работоспособность и самоотверженность, но ни в коем случае не видеть в них «деревянных солдатиков» Урфина Джюса, которых можно «настрогать» в огромных количествах. Сотрудники-воины хорошо обучаются и часто становятся незаменимыми профессионалами, иметь которых — большая удача для любой команды. Маг на посту Маг — самый предусмотрительный человек в офисе. Маг, как правило, неплохой специалист, а когда ему становится очень страшно, он может придумать что-то прорывное и инновационное. Маги редко поднимаются по карьерной лестнице выше руководителей среднего звена. Топ-менеджеры часто — это смесь мага и воина. Если же «чистый маг» дорастает до топ-менеджеров, он продолжит погружаться в мелочи, изучать детали процесса покупки скрепок и туалетной бумаги, потому что буквально пронизан недоверием и опасением совершить ошибку. Если же карандаши и дыроколы выведут из-под контроля мага, он начнет генерировать планы развития ситуации, варианты подстраховки, планы «B», «С» — и так до бесконечности. Маги часто работают медленно, потому что им нужно досогласовать и несколько раз продумать свои решение. Все это делается не только из-за внутреннего напряжения, но и неспособности совершить действия. В отличие от воина, магу не хватает энергии на конкретные поступки и реализацию планов. Если воин идет в бой, маг считает, что следует быть аккуратнее, для начала проследить ситуацию на рынке, проанализировать тренды и действия конкурентов и только после этого, может быть, что-то предпринять. С руководителями маг ведет себя по-разному. Монарха он будет «заземлять» многочисленными «но» и «вдруг». При этом руководителю-монарху важно понимать, что маг не станет сломя голову бежать исполнять поручения и не нужно ему делить стратегию на части, как для воина: мага нужно оставить некоторое время в покое, чтобы он понял, как ему действовать. Мага обязательно нужно ограничить его по времени. Если этого не сделать, маг продолжит предлагать план за планом, вносить бесчисленное число правок, перерисовывать дорожную карту . Если руководитель мага — любящий шеф, то с большой вероятностью они друг друга не поймут. Маг для такого руководителя будет слишком отстранен. Хотя всё довольно просто — маг очень тяжело воспринимает нарушение личных границ, ему станет некомфортно в обществе любящего. С руководителем-воином альянс сложится, если и начальник, и подчиненный — уже опытные, умудренные жизнью люди. И если воин будет понимать, что его порывистые решения не всегда верны, и будет держать острожного мага, чтобы сверяться с ним. Монарх на службе Профессиональное счастье для сотрудника-монарха — это работать в компании, где проходят стратегические сессии. Причем проходят часто и подолгу. Целыми днями рассуждать о будущем компании, убеждать начальство и коллег, рисовать стратегии — это любимое дело не только монарха-руководителя, но и монарха-подчиненного. Монарх всегда настроен на будущее и, что важно, на глобальное развитие. При этом ему с трудом даются рутинные дела. Хотя монархи довольно быстро объединяют вокруг себя людей, которые выполняют всю работу, которая «мешает мыслить». Монарх быстро становится хотя бы маленьким, но руководителем. Он — хороший старший товарищ, легко внедряет эффективные системы обучения и поддержки коллег, институт наставничества . При этом неважно себя чувствует, когда кто-то заставляет его выполнять работу своими руками. Руководитель-маг и подчиненный-монарх редко сходятся в крепкий тандем. Осторожный маг «гасит» идеи и энтузиазм монарха. С воином у монарха складываются более интересные и взаимовыгодные отношения. Воин будет раздавать конкретные команды, а монарх создавать даже для незначительного поручения антураж глобальности и презентовать происходящее как одну из составляющих частей стратегии по освоению компанией глобального рынка. Однако самый крепкий союз у монарха возникает с любящим начальником. Они оба не видят себя вне коллектива, стремятся к наставничеству и клиентоориентированности. Но обоим будет сложно вырваться из такого союза, потому что отношения монарха и любящего руководителя бессистемны, они держатся на эмоциях и взаимному доверию. У их союза будет хромать структура и распределение ответственности. Самый заботливый подчиненный Все мы помним Шурочку из «Служебного романа», которую «выдвинули из бухгалтерии, а теперь никак не могут задвинуть». Любящий сотрудник — это Шурочка. Своеобразный социальный клей для коллектива, заводила, выстраивающая неформальные отношения со всеми, постоянно инициирующая дополнительные активности. Любящие сотрудники выстраивают тесную связь со всеми коллегами. Они знают про всех, и знают много. К руководителю-магу любящий также старается приблизиться, нарушить границы. Маг будет отстраняться и недоумевать, что это за «неведомая зверушка» крутится вокруг него. То, что любящий будет своевременно сдавать отчеты и справляться с работой, вызовет у мага только изумление, потому что у него сложится впечатление, будто этот сотрудник только и занимается, что общается со всеми подряд. При этом любящий продолжит свои попытки проникнуть сквозь броню мага в надежде, что шеф когда-нибудь очеловечится. С монархом-начальником любовнику очень комфортно — он будет поддерживать визионерское речи и всячески способствовать реализации идей шефа. Он будет счастлив служить монарху, в то время как монарх будет доволен таким расторопным сотрудником. Монарх будет реализовывать себя в этих отношениях через отцовский стиль управления. А любящий — через оказание услуг. С воином любящему сотруднику не комфортно. У воина нет потребности в том, чтобы о нём заботились. Любящий сотрудник будет его раздражать, воин станет недоумевать, с какой целью любящий «шарахается по офису», отвлекает коллег. Но когда он поймет, что любящий скрепляет коллектив, увидит, что с ним комфортно остальным и ему улыбаются, то примет любящего как необходимый, хотя и странный по своей форме самовыражения элемент механизма. Описанные характеристики присущи почти каждому из нас. И если кто-то обнаружит, что доминирующим архетипом у него оказался, например, любящий подчиненный, это совсем не означает, что этот человек лишен предусмотрительности мага, жесткости воина и стратегического мышления монарха. Так же как не стоит отказываться от желания занять руководящее место к крупной компании только потому, что архетип мага оказался преобладающим. Научиться использовать плюсы и минусы своего характера — это основная задача, которая стоит перед каждым. А знание самого себя — ключ к решению данной задачи. Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com