«Игра в Кальмара»: Не смотрел, но запрещаю

Корейская дорама «Игра в кальмара» побившая все рекорды Netflix в России стала культовой буквально за пару недель. Практически сразу же появились квесты по мотивам этого фильма, он стал предметом бурных дискуссий в СМИ и соцсетях.

«Игра в Кальмара»: Не смотрел, но запрещаю
© Свободная пресса

Сериал вызвал такие страсти, что результаты недавних выборов и новые антиковидные ограничения отошли на второй план, а ВЦИОМ провел исследование, чтобы узнать, что россияне думают об этой дораме. Результаты оказались шокирующими: лишь 8% хорошо знают сюжет этого сериала. 53% респондентов (это большинство) до опроса об этом сериале не знали ничего, 26% слышали только его название, а 13% знают о его сюжете в общих чертах. При этом (внимание!) – 26% опрошенных поддерживают предложение сериал запретить. То есть «запрещателей» втрое больше, чем тех, кто в курсе обсуждаемой темы.

Депутат Госдумы Виталий Милонов уже предложил заблокировать шоу в России и привлекать к уголовной ответственности за его трансляцию. «Надо привлечь к уголовной ответственности тех, кто этот сериал у нас показывает, как растлителей малолетних», — заявил Милонов. Маркировки «18+», по его мнению, недостаточно, ведь дети могут ее обойти. Он опасается, что дорама пробудит в них жестокость, что чревато новыми колумбайнами.

Любопытно, сам депутат посмотрел сериал? До конца? Или его мнение основано на публикациях в СМИ и просмотре пары серий в лучшем случае? И помнит ли он о том, что те, кто устраивал погромы в Баку и резню в Сумгаите, разжигал межнациональную вражду в республиках Средней Азии, планировал теракты в России воспитывались на добрых советских телепередачах, старательно сеявших разумное, доброе, вечное?

Но вернемся к дораме. Да, зрелище не для слабонервных и совершенно точно не для детей и подростков. Тревогу первыми забили британские и бельгийские учителя: они обратили внимание, что дети стали повторять игры из шоу. Впрочем, сами игры совершенно безобидны и даже полезны для развития терпения, силы, координации. В игре в «чёт и нечет», вырезании фигурок при помощи иголки или в классиках нет никакого криминала. Педагогов встревожило, что дети почерпнули сведения о них из фильма, изобилующего сценами физического и психологического насилия и жестокости.

- Опросы в любой стране мира могут иметь определённую погрешность. Это известный факт, - напоминает социолог Мария Домарёва. - В нашем случае, не имея данных о возрастной категории опрашиваемых, предположу, что данную группу интервьюируемых, скорее, интересуют спокойные телевизионные сюжеты, а не психологический триллер. К тому же, узнав о жестоких сценах в сериале, родители могут беспокоиться за психику детей. И их можно понять: хотя дорама имеет строгий возрастной ценз, сейчас любое запретное мгновенно разлетается по интернету.

Конечно, проще оперировать запретами, чем вникать в суть и обсуждать с детьми моменты добра и зла, жестокости и соперничества. На мой взгляд, это хороший повод разобрать со своим ребёнком героев, поговорить о мотивации, целях и методах их достижения.

А еще лучше – следить за контентом, к которому имеют доступ дети и подростки. Функцию «родительский контроль» никто не отменял. Но уж если ребёнок с одноклассниками посмотрел то, что ему по возрасту не положено - надо не хвататься за пустырник, а спокойно обсудить, правильно ли он понял посыл фильма, - предлагает социолог.

В «Игре в кальмара» есть что обсудить. Собственно, именно умножающая от серии к серии жестокость, изощрённое манипулирование человеческими слабостями и привязанностями вкупе с кровищей во весь экран отделяют художественный вымысел фильма от реальности. Если это убрать, то получится до жути узнаваемая картина нашей повседневной жизни, когда мораль и нравственность отступают в борьбе за лучшее место под солнцем.

Но оценить эту дораму может только человек, готовый воспринимать такую эстетику. Фильм не годится для того, чтобы отдохнуть, развеяться или заняться под него домашними делами.

- «Игра в кальмара», конечно, фильм спорный, считает киновед и сценарист Анна Медалье. - Часть зрителей заметила шаблонность и предсказуемость сюжетного хода сериала, другая в полном восторге от сериала, третья - видит и недостатки, и творческие удачи. Режиссер сериала Хван Дон Хек известен по своим предыдущим проектам, в которых он уже затрагивал тяжелые социальные темы и в драматическом, и комическом ключе. Если сравнить этот фильм с другими продуктами в этом жанре, например, с «Голодными играми», корейский сериал отличается тем, что не только показывает, почему, зная, что они умрут, герои не выходят из игры, но и выводит на чистую воду тех, кто наблюдает за жестокой игрой и наслаждается муками участников игры. А бэкграунд героев сериала близок и понятен всем, поэтому он так и зацепил аудиторию: кредиты, нужда, долговая петля, затянутая на шее обстоятельствами и т.д. К тому же в финале фильм даёт надежду на то, что добро победит зло.

Анна Медалье напомнила о судьбе российского сериала «Бессонница» производства телекомпании Dixi, он был снят для интернет- платформы DixiFlex в 2014г., продюсировал его Ефим Любинский, режиссером был Андрей Мармонтов. Сериал начало показывать НТВ, но его сюжет был признан жестоким, и его запретили к показу на телевидении. Права были выкуплены американской компаний, и в США вышел американский аналог под названием Insomnia. Он был с большим успехом показан во многих странах мира.

Так что запреты далеко не всегда эффективны и объективны.