Игра рабочих окраин: как домино стало популярным в Москве

Одна из самых известных настольных игр — домино много веков завоевывает любовь разных поколений. Рассказываем, как она стала популярна в Москве.

Игра рабочих окраин: как домино стало популярным в Москве
© Вечерняя Москва

Прародителями современного домино считаются игральные кости. В Китае и Индии, где и зародилась эта традиция, на косточках стали изображать всевозможные варианты очков. Пустых клеточек в то время не было. Со временем появились новые правила и новые игры на основе домино. Самым известным примером является маджонг. Большую известность игра получила в США. В 30–40-е годы прошлого столетия огромное количество людей играли в нее.

— Одна из наиболее интеллектуальных игр за всю историю человечества, домино несет мощный положительный энергетический заряд, — говорят в столичном Клубе любителей домино. Этот клуб организовали в сети, а собираются игроки на разных площадках. Чаще всего в антикафе, где есть возможность спокойно посидеть за столом, попить чай, кофе и заплатить только за минуты пребывания в заведении.

— Раньше собирались во дворах, — вспоминает москвич Игорь Назаров. — За деревянным столом, обитым в некоторых местах железом, рассаживались игроки. Не знаю, поверят сейчас или нет, но тогда азарт мог захлестнуть нас надолго, а сыгранным конам уже и счета не было.

Баталий во дворах многоэтажек было много. Играли в основном мужчины, которым хотелось провести время в компании соседей и единомышленников, обсудить последние новости и отдохнуть от наскучившего быта.

Многим запомнилось домино в пластмассовой или бумажной коробочке, которую кто-нибудь выносил во двор. Игра проходила всегда очень шумно, а на вопрос жен, куда те собрались, мужья могли ответить, что идут «забить козла».

— В домино можно играть вдвоем, втроем, но самая интересная и эмоциональная — это когда играли вчетвером, пара на пару, — говорит Назаров.

В последнем случае нужно было особенно хорошо продумывать тактику игры, чтобы не подставить своего партнера из пары, анализировать, каких у него больше на руках костяшек.

Очень действенным приемом было закончить игру «рыбой». Это значило так сделать последний ход, чтобы замкнуть цепь и ходов больше ни у кого не было.

Очки подсчитываются по количеству глазков и записываются под именем игрока. Кстати, в этой игре чем больше количество очков, тем хуже. Кто первым набирает 101 очко, тот и «козел». По договоренности «козел» либо пролезает на четвереньках под столом (иногда при этом блея), либо под хохот выигравшей пары неоднократно блеет сидя. После чего мешает костяшки на столе, поскольку это обязанность проигравшего как раунд, так и всю партию.

Помимо дворов, игра в «козла» вовсю шла в курилках, раздевалках и бытовках заводов и фабрик во время обеденного перерыва. Даже Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев порой любил постучать в «козла», отождествляя себя с народом и показывая, что он тоже выходец из простых людей.

Сейчас игроков во дворах заметно поубавилось. Но домино не забыто. В него «рубятся» все — и мамы дома с детьми, и подростки на классных переменах, и взрослые — любители настольных игр.

— Мы на перемене на последней парте иногда играем в домино, — рассказывает четвероклассник Руслан Шеметов.

Компанию ему составляют Марк Блинов, Нина Курзанова и Фарзона Толибова. Школьники проявляют азарт, но вот про «козла» им явно никто не сообщил, а потому очки ребята особо не считают. Просто констатируют, кто победил в конкретной партии.

— Рыба! — ударяет «костью» по столу Руслан.

Ребята собирают костяшки, да и звонок на урок заставляет их рассаживаться по местам.

— Еще отыграемся! — говорит Марк Блинов, обещая собрать команду на последней парте вновь.

Видно, что древнее искусство не перестает доставлять людям наслаждение от игры ума.

Домино способствует развитию логики, интеллекта, реакции, памяти, командных навыков. Сегодня по всему миру более миллиарда человек увлекаются одним из видов домино.

Читайте также: Любовь, слезы, хеппи-энд. Зрители все больше отдают должное мелодрамам