Войти в почту

Как информировать персонал о системе грейдов и не слить бюджет: кейс Nissan и агентства «Инфографика»

Информирование о системе грейдов — задача сложная. Мало просто объявить: со следующей недели мы переходим на грейды, вот критерии оценки. У сотрудников всегда есть опасения, возражения и банальный страх перед чем-то новым.

Столкнувшись с похожими проблемами, компания Nissan обратилась в агентство эффективных коммуникаций «Инфографика». Совместно с отделом внутренних коммуникаций инфограферы и аналитики разработали комплекс материалов, который помог успешно вовлечь в коммуникацию коллектив из 1900 человек.

О работе над проектом рассказывает стратегический директор агентства Николай Романов.

«Инфографика» — агентство, которое визуализирует информацию для различных бизнес-задач. Пару лет назад мы начали активно развивать направление HR-коммуникаций.

Проект Nissan помог нам разработать собственный эффективный подход к информированию сотрудников — хотя он и сработал не совсем так, как мы планировали. Расскажу, как всё было.

HR-специалисты из Nissan пришли с запросом провести дополнительное информирование. Формально в компании уже была внедрена система грейдов, и отдельные сотрудники по ней продвигались. Но большинство было настроено вяло: системой оценки не интересовались, развиваться не стремились.

Отдел внутренних коммуникаций выявил: 100% персонала знает о системе, но многие не понимают, зачем нужны грейды и в чём их польза. Чтобы понять причины проблемы, мы составили портрет нашей аудитории.

Вот что мы узнали о сотрудниках со слов HR-специалистов:

В основном, это рабочие. Из 1900 человек — 1200 работников производства, 700 офисных сотрудников.

Они всё время заняты = мало времени на обработку новой информации.

Много устают на работе, поэтому мотивация снижена.

На визуальные материалы реагируют лучше, чем на текст или аудио.

Чтобы достучаться до сложной аудитории, нужно было создать вокруг темы информационную среду, которую невозможно игнорировать. Поэтому мы предложили заказчику использовать сразу 3 формата коммуникации: статику, анимацию, видео.

В итоге был разработан целый комплекс материалов:

2 вида статичных материалов: мини-презентация о том, как перемещаться по системе грейдов, и таблицы с критериями для каждого грейда.

3 анимационных ролика о критериях грейдов, каждый по минуте с лишним.

3 видео с историями реальных сотрудников — двухминутные ролики с представителями разных грейдов.

Главный закон инфографики: упрощай, пока не станет понятно.

Человеческий мозг ленив. Если информация слишком сложная, внимание быстро переключается. Это работает даже в тех случаях, когда у человека сильная мотивация. А мы имели дело со слабо мотивированной аудиторией. Нам нужны были материалы, которые не только воспринимаются без усилий, но и буквально бросаются в глаза, вовлекая сотрудников.

Чтобы их создать, мы проделали большую работу. Громоздкая таблица в «Ворде» превратилась в простой пошаговый гайд, таблица в «Экселе» — в набор чек-листов для каждого грейда. Из текста исчезли сложные формулировки, зато добавились наглядные иллюстрации.

Было:

Стало:

Контент, который мы переработали для статики, лёг в основу анимационных роликов. Только теперь о движении по грейдам рассказывали не гайды с иллюстрациями, а симпатичные анимированные персонажи в форме сотрудников Nissan.

После того, как работа над статикой и анимацией была завершена, мы отсняли видеоролики. Съёмки проходили на производстве: героями видео стали настоящие сотрудники компании, которые успешно продвинулись по системе грейдов. HR-специалисты отобрали героев, а мы помогли им интересно рассказать истории на камеру.

Если бы мы выплеснули на персонал все материалы сразу, мог случиться «информационный шок»: когда все каналы вокруг транслируют одно и тоже сообщение, человек от него закрывается. Чтобы этого не произошло, мы придумали постепенный план подачи информации.

1 этап: статика и анимация

По нашей идее, статичные материалы должны были помочь сотруднику самостоятельно, в спокойной обстановке и собственном темпе, изучить полную информацию о системе грейдов. Анимационные ролики — сообщить основную информацию о критериях грейдов в яркой форме, подогреть интерес сотрудника и пробудить в нём желание узнать больше.

2 этап: видео

Если после всего прочитанного и увиденного у сотрудника остались сомнения, они должны были исчезнуть, когда он посмотрит мотивирующие ролики с реальными примерами успешного продвижения по системе грейдов.

Первые две недели информирования мы думали, что наш план провалился.

Статичные материалы опубликовали на сайте компании и отправили в корпоративную рассылку, печатную версию распространяли в зонах отдыха. Параллельно анимацию показывали в фоновом режиме на плазмах в столовой и на предприятии. Ноль эффекта.

А потом мы начали транслировать видеоролики, и схема заработала. Но совсем не в том порядке, который мы планировали.

Вот что получилось.

1 этап: видео

Сотрудники узнавали истории карьерного роста коллег, проникались доверием к системе грейдов и хотели получить больше информации.

2 этап: анимация и статика

После видео сотрудники обращали внимание на анимационный ролик, через него получали основные сведения о критериях грейдов. И только потом шли на корпоративный сайт или задавали вопросы руководителю, и получали у него раздаточные материалы для самостоятельного изучения.

Сотрудники заинтересовались системой грейдов и начали свои развивать компетенции.

Пул талантов по всем направлениям вырос на 30%.

Перспектива карьерного роста повысила лояльность к компании среди персонала.

Мы создали рабочую схему эффективного информирования о системе грейдов.

Выводы

Успех коммуникации на 80% зависит от формата. Если бы мы просто сделали рассылку со старой схемой движения по грейдам, сотрудники бы ничего не поняли.

Ролики — самый сильный формат коммуникации, когда нужно донести короткое сообщение. Анимация помогла привлечь внимание к нужным хайлайтам, видео — убедить в том, что система карьерного роста действительно работает.

Нужен комплекс форматов. По отдельности статика, анимация и видео имеют слабый эффект — но вместе создают информационную среду, в которую сотрудники погружаются.

Nissan — отдел внутренних коммуникаций

Инфографика:

Менеджмент проекта и информационная архитектура — Дарья Сенькова

Дизайн — Леся Балашова, Ольга Драгунова

Иллюстратор — Катя Курочкина

Моушн-директор — Андрей Бузько

Фото Nissan, агентство «Инфографика»