Думпкар, хоппер и другие
Фото: «Уралвагонзавод»
Предком грузовых вагонов, которые сегодня стучат колесами по железным дорогам мира, можно назвать горную вагонетку. И если сначала было всего два типа – открытый и закрытый вагон, то с развитием железнодорожных перевозок росло и количество разных вагонов. В России сегодня в год производится более 50 тыс. грузовых вагонов, и их количество с каждым годом увеличивается, появляются новые модели. Свой вклад в расширение российского рынка вагоностроения вносит Госкорпорация Ростех, а именно – холдинг «Уралвагонзавод» в ее составе. Здесь разрабатывают или изготавливают такие виды железнодорожной продукции, как полувагоны, вагоны-хопперы, думпкары, платформы, цистерны. Причем инновационные изделия составляют примерно половину портфеля заказов холдинга. Рассказываем о некоторых видах продукции холдинга для железных дорог.
Вагон-самосвал
Думпкар – это специальный грузовой вагон с наклоняющимся кузовом и откидными бортами. Его еще иногда называют вагоном-самосвалом. Такая конструкция позволяет ускорить разгрузку в несколько раз по сравнению с другими видами грузовой железнодорожной техники. На них обычно перевозят разного рода сыпучие грузы: уголь, руду, грунт, песок, щебень. В основном думпкары нужны для перемещения на небольшие расстояния, с карьеров до ГОКов.
Такие вагоны создаются в том числе на предприятиях УВЗ. Например, вагон-самосвал с увеличенной грузоподъемностью модели 33-9985-01 разработан в Уральском конструкторском бюро вагоностроения.
При его разработке конструкторам предприятия удалось повысить грузоподъемность вагона этой модели на 10 тонн – теперь думпкар с объемом кузова 50 кубометров может перевозить до 115 тонн. Для этого пришлось внести некоторые коррективы: усилить кузов, изменить толщину настила пола и доработать борта. Вагон может максимально быстро выгрузить содержимое на любую сторону железнодорожного пути, наклонив кузов на 45º и одновременно открыв борт. Сам подъем кузова производится при помощи пневматических цилиндров.
Вагон-хоппер
У этого типа вагонов кузов не опрокидывается, но тем не менее его разгрузка проходит довольно быстро: это саморазгружающийся железнодорожный вагон. Все дело в его нижней части – здесь расположены люки, через которые груз и высыпается под собственным весом, чему также способствуют наклонные торцевые стенки.
На таких вагонах транспортируют объемные сыпучие грузы: зерновые культуры, минеральные удобрения. Выгрузка производится либо в междурельсовое пространство, либо в сторону от пути.
Уральскому конструкторскому бюро вагоностроения принадлежат достижения и в этой области: оно разработало вагон модели 22-5223, предназначенный для перевозки сухого охлажденного кокса.
Вагон состоит из двух кузовов, объединенных между собой, – так можно перевезти большее количество кокса за одну поездку. Особенность же этой модели – в «плавающей» обшивке кузова, которой под силу выдержать горячий груз температурой до 300 градусов. Каждый кузов имеет пневматический привод открытия люков и способен открываться и разгружаться отдельно от другого. Серийное производство вагонов-хопперов ведется на Волчанском механическом заводе, филиале Уралвагонзавода.
Рефрижераторный вагон
На мощностях Уралвагонзавода производятся также автономные рефрижераторные вагоны, в том числе нового поколения – модели 16-5213. Рефрижераторы предназначены для перевозки скоропортящихся грузов, поэтому важным условием для таких вагонов является способность поддерживать низкие температуры, для чего здесь предусмотрены холодильные установки.
Новый рефрижератор может сохранять температуру в грузовом помещении в диапазоне от –20 до +15 градусов при внешних температурах от –60 до +50 градусов. Его холодильно-отопительное оборудование отличается экономичностью и будет функционировать в автономном режиме до 30 суток. Грузоподъемность такого вагона достигает 55 тонн, а полезный объем кузова – 126 кубометров. Устанавливается рефрижератор на инновационную тележку с нагрузкой на ось 25 тс.
Оснащен рефрижераторный вагон и по-настоящему современным телеметрическим оборудованием: температура воздуха в грузовом отсеке и снаружи, уровень влажности, топлива, пожарной безопасности, закрыты ли двери грузового и машинного помещений – каждый параметр фиксируется во время пути. Помимо того, здесь предусмотрены системы навигации GPS/ГЛОНАСС, GPRS, спутниковая связь. По утверждению заместителя генерального директора по гражданской продукции концерна «Уралвагонзавод» Бориса Мягкова, для концерна автономный рефрижераторный вагон – абсолютно уникальный проект. На данный момент – это один из самых технически сложных грузовых вагонов.
Вагон-цистерна
Этот тип грузовых вагонов используется для транспортировки жидких или сжиженных грузов, таких как вода, газ, нефть, молочные продукты и другие. Разработкой криогенных вагонов-цистерн, в частности модели 15-558С-04, в которых перевозятся жидкие кислород, азот или аргон, занимается предприятие «Уралкриомаш», которое является единственным в России производителем вагонов-цистерн для доставки данных продуктов. Например, в таких емкостях компоненты ракетного топлива попадают на космодромы Байконур, Плесецк и Восточный. К слову, для космодрома Восточный предприятие изготовило еще и специальное оборудование: систему подачи воды для охлаждения стартового стола, систему заправки нафтилом и систему заправки жидким кислородом разгонного блока.
Вместимость одного вагона-цистерны этой модели – почти 50 кубометров, в нем можно перевезти 50,7 т жидкого кислорода, азота – 36,5, а аргона – 57,6 т. Учитывая климатические особенности нашей страны, разработчики предусмотрели широкий температурный диапазон эксплуатации этих вагонов – от –60 до +50 градусов. Впрочем, в них можно транспортировать и специальный кислород – медицинский. Так происходило во время недавней пандемии, когда вагоны-цистерны были задействованы в обеспечении жидким кислородом ковидных госпиталей по всей России.
Список железнодорожной продукции, проверенной временем и инновационной, которую выпускают предприятия Уралвагонзавода, широк: это и разного рода вагоны-платформы, полувагоны, весоповерочные вагоны, есть даже локомобиль ТМВ-2 на колесно-рельсовом ходу, способный заменить маневровый тепловоз – наименований десятки. Холдинг занимает около 20% российского рынка вагоностроения, и есть все основания полагать, что в дальнейшем эта доля будет только увеличиваться.