Не надо злить удачу. 13 раз погружался к обломкам «Титаника» Стоктон Раш – владелец и основатель компании, которая продавала глубоководные экскурсии. Четырнадцатый спуск оказался роковым. Хлипкая конструкция батискафа не выдержала и погубила пять человек. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров внимательно изучил все загадки «Титана».
Они хотели прикоснуться к истории, но история обернулась проклятием. 111 лет спустя на дне Атлантического океана рядом с большим «Титаником» упокоился маленький «Титан».
«Сначала мы нашли носовой конус, обнаружили напорный зал, кормовую часть и колокол», – рассказал подводный эксперт Пол Хенкин.
Батискаф с пятью подводными туристами пропал еще в воскресенье. Его искали, думали, в обломках запутался. Но, скорее всего, сам «Титаник» пассажиры так и не увидели: авария случилась еще во время погружения.«Это было молниеносное разрушение аппарата и молниеносная смерть для всех, кто находился на борту», – пояснил бывший капитан ВМС США Дэвид Марке.
От поверхности океана до «Титаника» почти четыре километра. Насколько это глубоко? Для сравнения: аквалангист может погрузиться на 330 метров. Водолаз в скафандре – почти в два раза глубже. Подводная лодка: километровый рекорд, пока недосягаемый, у советской субмарины «Комсомолец». Здесь же заканчивается и сумеречная зона, дальше свет вообще не проникает. При этом каждые 10 метров глубины – это плюс одна атмосфера. Выходит, в районе обломков лайнера давление под четыре сотни атмосфер, то есть 400 килограммов на квадратный сантиметр. Это как если сбросить человеку на голову двух кашалотов или полсотни бегемотов. И если нарушена герметичность, батискаф просто сплющит как пластиковую бутылку или железнодорожную цистерну, из которой откачали воздух. Вот на что способно давление всего в одну атмосферу. Есть аппараты, которые рассчитаны на куда большие глубины. Австралийский Deepsea Challenger – 11 километров. Или российские «Миры» – больше шести. Последние вообще называют рабочими лошадками. С такой техникой погружение на четыре километра для профессионала – рутина.
«Я спускался к «Титанику» 57 раз. Знал там каждую гайку практически, где и что», – рассказал руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Анатолий Сагалевич.
Однако нынешнюю экспедицию организовала американская компания Ocean Gate, на борту был ее основатель Стоктон Раш. Дело семейное. Его жена Венди Раш – праправнучка самых богатых пассажиров «Титаника» Исидора и Иды Штраус. Он уступил свое место другим, она осталась с ним. Этот момент даже Кэмерон в своем фильме показал. С позапрошлого года Стоктон организовал 13 экскурсий к «Титанику». С пассажиров брал по 250 тысяч долларов за билет.
«Наши клиенты – это так называемые энтузиасты «Титаника». Мы их называем «титаниаки», – отмечал Стоктон Раш.
Клиентам предлагал аппараты собственной сборки и разработки. «Титан» – батискаф цилиндрической формы. Чуть меньше семи метров в длину и около трех в ширину. Весит почти 10 тонн. Стенки – углеродное волокно толщиной 13 сантиметров, сверху закрыты титановыми полусферами. Один небольшой иллюминатор. Скорость – три узла. Рассчитан на пять членов экипажа. Запас кислорода – на четверо суток. Стоять в батискафе нельзя, можно только сидеть на полу. Гордость создателя – система управления: обычный игровой джойстик.«Направо, налево. Вверх и вниз. И он работает по Bluetooth», – показывал Стоктон Раш.
Журналиста Дэвида Погга, которому раньше давал интервью, Раш убедил. И тот участвовал в одной из экспедиций. «Это может показаться очень странным. Но многое в этом аппарате сделано из самодельных деталей. Часть балластов – это заброшенные свинцовые трубы со стройплощадки. И чтобы их сбросить, всем нужно перейти на одну сторону субмарины, и они отвалятся», – говорил Дэвид Погг. На этот раз Рашу удалось уговорить сразу двух миллиардеров. Британец Хэмиш Хардинг – любитель приключений, в прошлом году даже в космос полетел, а в позапрошлом погрузился на дно Марианской впадины, самой глубокой точки мира.
«Я всегда любил искать предел возможностей», – говорил Хардинг.
Как предприниматель Хардинг – человек из ниоткуда, оказывал авиатранспортные услуги через свою компанию Action Aviation примерно как россиянин Виктор Бут. Но как создал бизнес, ведь самолеты на дороге не валяются? Известно, что родился в Лондоне в 1964-м, закончил Кембридж, а дальше провал: никаких упоминаний до 2016-го года.
«Точное состояние Хардинга неизвестно. Некоторые британские издания, в том числе газета Telegraph, называют Хардинга миллиардером. Однако Хардинг не входит в список миллиардеров Forbes», – писал журнал Forbes.
Еще два пассажира – 48-летний Шахзада Давуд со своим 19-летним сыном Сулейманом. Давуд – один из самых богатых людей Пакистана. Был вице-президентом корпорации Engro, что производит удобрения, продукты питания и текстиль. Жил в Британии. Говорят, что с королем Карлом III дружил. Давуды вытянули несчастливые билеты последними: их места сначала предлагали другой паре – американскому финансисту Джею Блуму и его сыну Шону. Раш даже солидную скидку обещал, всего-то по 150 тысяч долларов с носа, а не 250.
«Я сразу подумал, как эта штука вообще может выдержать погружение на дно океана. Я стал отговаривать отца, и он согласился со мной», – поделился Шон Блум.
Единственный профессионал на борту – французский пилот Поль-Анри Нарголе. В мире подводников легенда. Начинал как спортивный дайвер, потом пошел во флот. Дослужился до командира одного из подразделений.
«Фактически прослужил 22 года, там я был водолазом, сапером, глубоководным водолазом и, прежде всего, пилотом, к концу я стал пилотом подводного аппарата», – рассказывал Нарголе.
На гражданке работал в исследовательских институтах, участвовал в десятках экспедиций. И теперь не смог отказаться. В 77 лет.
«Я ему говорю: «Будь осторожен»! – «Знаешь, Анатолий, большие деньги обещают». – «Деньги не самое главное в жизни», – вспоминает руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Анатолий Сагалевич.
Режиссеру Джеймсу Кэмерону тоже предлагали поучаствовать. Но ему идея не понравилась, есть с чем сравнивать.
«Когда я опускался к «Титанику» на российских подводных аппаратах, весь дизайн у них был максимально продуман, у них была отличная производственная репутация на момент моего погружения с ними, и в дальнейшем она была идеальна», – заявлял Кэмерон.
Речь о тех самых аппаратах «Мир». Именно на них Кэмерон погружался перед съемками своего «Титаника» в 1997-м вместе с Анатолием Сагалевичем. Они сдружились, в итоге Сагалевич сыграл в фильме самого себя. И даже подсказал важнейшую сюжетную линию. «Покажи, как люди плыли, ну а в центре любовь». И он сказал: «О, лавстори!» – рассказал Анатолий Сагалевич.
Вот и «Миры» были созданы в паре и ходили только в паре. Как раз-таки для безопасности и подстраховки. Выпущены еще в Советском Союзе, в 80-х. Вес каждого аппарата – 18,5 тонн. Длина – почти восемь метров, ширина – почти четыре. Запас кислорода – на 80 часов, то есть более трех суток. Максимальная глубина погружения – 6,5 километров.«У нас же огромное количество допоборудования, так же как для спасения аппарата, у нас и мощные тросорезы есть», – сказал научный сотрудник Института океанологии им. Ширшова, пилот глубоководных аппаратов, командир экипажа, инженер Евгений Черняев. Они и Байкал исследовали, и на дно океана на Северном полюсе опускались. Никаких сбоев. В отличие от стареньких «Миров» на новеньком «Титане» никаких излишеств. Ни простейших манипуляторов, ни аварийных буев. Более того, открыть батискаф изнутри было нельзя, только снаружи. «Вот они всплыли. И там нет рубки, то есть они должны погибнуть на поверхности, если что-то с кораблем случилось», – отметил Евгений Черняев.
И самое странное: аппарат для ВИП-персон не проходил вообще никакой сертификаций. Но как при такой организации заманили на борт миллиардеров? Американские блогеры уже разгоняют конспирологические теории: «Это все фейковые смерти. Потом они появятся с новыми лицами в новом городе. Их будут окружать другие люди. Им не придется платить налоги со своих денег». А, может быть, все проще? Миллиардеры – необязательно гении. И повели себя как обычные обыватели – поддались рекламе и стадному инстинкту.
«Это не подлодка вашего дедушки. У нас есть только одна кнопка. Это должно быть как лифт. Не нужно никаких умений!» – говорил Стоктон Раш.
Ну, конечно, новейшие разработки. Все красиво, хорошо покрашено. И главное – сделано в США. Зачем какие-то сертификаты?