«Потребители не узнают о дефекте»: в СГК рассказали о цифровизации теплосетей

Суммарные вложения в проекты онлайн-контроля составят за два года свыше 600 миллионов рублей. Как начали реализовывать эту программу — энергетики показали на примере ЦТП в Горском микрорайоне.

— Задача цифровизации в нашем понимании сейчас – это установление и определение баланса между тем, сколько произведено тепла на источнике, сколько передано по сетям и сколько получил потребитель» 02:14 //03:39 «Если мы абсолютно точно знаем, сколько мы произвели и знаем, сколько продали, вот разница, а где же мы все-таки потеряли, и есть задача определить, где это теряется, найти те самые участки, которые надо заменить в рамках всех наших программ, — рассказал руководитель новосибирского филиала СГК Андрей Колмаков.

Одна из составляющих масштабной программы цифровизации – установка на ЦТП приборов учета. Это позволит энергетикам видеть параметры подачи тепла потребителям и, как следствие, оперативно реагировать на любые изменения показателей. О повреждении станет известно в режиме онлайн. Кроме того, экономия сетевой воды сделает процесс производства тепла более экологичным. Как начали реализовывать программу, энергетики показали на примере конкретного ЦТП в Горском микрорайоне.

— Но сама установка датчиков, приборов учета на ЦТП, наша цифровая программа этим не ограничивается и у нас ряд направлений, которые вообще охватывают не только ЦТП, но и все наше оборудование. Уже сейчас монтируются датчики на 100 тепловых камерах, ставится датчик затопления, датчик открытия люка и датчик температур. Если возникла утечка, мы оперативно реагируем, — уточнил исполнительный директор теплосетевого подразделения СГК в Новосибирске Максим Рябенко.

В этом году СГК планирует установить приборы учета на 102 ЦТП в левобережье, еще на 112 тепловых пунктах по всему городу модернизируют уже имеющееся там оборудование. В следующем году энергетики продолжат установку приборов учета и на тепловых пунктах правого берега. В 2023 году энергетики также оснастят приборами учета магистральные теплосети, чтобы видеть параметры по более крупным зонам – по нескольким десяткам ЦТП. Это позволит определить локализацию наиболее проблемных участков и эффективнее сокращать теплопотери.

— Тема учета сейчас решается применительно ко всем крупным объектам теплосетевой компании – это ЦТП, и потом созданию единой системы, которой можно было бы оперировать, пользоваться, управлять по показаниям не только параметров ЦТП, но и каждого дома в Новосибирске, тогда мы получим эффективно работающую систему, — пояснил исполнительный директор межотраслевого фонда энергосбережения и развития ТЭК Новосибирской области Алексей Шибанов.

Эксперты в области теплоэнергетики, уверены, что цифровизация системы в итоге положительным образом отразится и на конечном потребителе.

— Такого рода автоматизация на уровне ЦТП позволит компании теплосетевой быстрее определять, что где-то появился и начинает раскрываться дефект. Позволит начать какие-то действия и работы по его поиску, точной локализации и устранению еще до того, как жители пожалуются, что у них стало холодно в доме. Потребители и знать не будут, что дефект, который может влиять на теплоснабжение их дома, появлялся и был устранен, — уверен независимый эксперт в области энергетики Сергей Бухаров.

Общие затраты на цифровизацию теплоснабжающей инфраструктуры в 2022 и 2023 годах могут составить свыше 600 млн рублей, в том числе 121 миллион – до конца текущего года.

Инна НОВИКОВА