«Норникель» и «Росатом» решили освоить месторождение лития в Мурманской области. Что это даст России?
«Норникель» и «Росатом» заявили о планах освоения месторождения лития в Мурманской области
Компании намерены получить лицензию и осваивать крупнейшее литиевое месторождение Колмозерское в Мурманской области. В рамках соглашения планируется создание совместного предприятия с распределением равных долей между участниками, сообщается на сайте «Норникеля». По словам президента «Норникеля» Владимира Потанина, расширяя линейку металлов за счет такого важного сырья, как литий, компании укрепят свое положение в качестве основного поставщика для аккумуляторной отрасли. Кроме того, он подчеркнул, что сотрудничество госкорпорации «Росатом» и «Норникеля» позволит российской промышленности сделать шаг вперед в развитии собственного производства эффективных современных батарей.
Россия занимает третье место в мире по запасам лития
Главные залежи лития сосредоточены в Восточной Сибири, Мурманской области и на Дальнем Востоке. Как отметил горный инженер-экономист, первый замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров, российская промышленность потребляет много лития, объем внутреннего спроса составляет около 8 тысяч тонн солей металла. Переход мировой экономики на альтернативные источники энергии, а также рост использования электромобилей на аккумуляторах ведут к значительному спросу на литий, цитирует его «Газета.Ru».
Литий — стремительно дорожающий ресурс
По данным аналитиков, стоимость лития на мировом рынке за год увеличилась на 423 процента. Металл стал востребован в промышленном производстве, поэтому спрос на него увеличился. Кроме того, добыча лития актуальна и на фоне санкционной войны. Так, в середине апреля стало известно, что в Россию перестал поступать литий из Аргентины и Чили. Как заявил ранее во время круглого стола в Совете Федерации заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов, если аналогичные меры примет Боливия, то в стране могут возникнуть трудности в обеспечении собственных потребностей в литий-ионных аккумуляторных батареях. Он подчеркнул, что в России не существует собственной добычи литиевого сырья, страна закупала его в виде карбоната лития преимущественно из четырех стран — Чили, Китая, Аргентины и Боливии. Сейчас возможны поставки только из Боливии. «По литию проблема вообще-то уже гигантская», — признавал Демидов.
Литий применяется в термоядерных энергетических установках, атомной энергетике и электронике
Также он необходим для изделий военно-промышленного комплекса. Кроме того, его используют в производстве стекла и смазочных материалов. Вместе с тем востребованность лития в последние годы выросла, в частности, в связи с расширением мирового производства электромобилей. В настоящее время все литиевые проекты реализуют на импортном сырье, что создает определенные риски. Добыча металла в России позволит сформировать новую независимую отрасль промышленности по производству и утилизации аккумуляторных систем. Кроме того, это отразится на развитии электронной промышленности, которая присутствует уже практически во всех сферах экономики. «Для России собственное производство лития стратегически необходимо, в том числе с созданием полной технологической цепочки от добычи сырья до производства литий-ионных батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии», — подчеркнул первый замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров.
Ранее срочно увеличить добычу лития призвал Илон Маск
Глава Tesla связал это с необходимостью снизить разрыв между спросом и предложением металла, который вызван использованием электромобилей. По словам миллиардера, дефицит лития, нужного для производства аккумуляторов электрокаров, — «главный ограничительный фактор». Нехватка металла, отметил он, препятствует развитию индустрии электромобилей. «Нам необходимо помочь металлургии в этом. Я бы обязательно поощрял предпринимателей, которые пытаются войти в литиевый бизнес. Запасы лития — ключевые для нас на данный момент», — резюмировал Маск.