Наши руки в вашем кошельке: почему государства подменяют свободу платежей их удобством. Комментарий Семена Новопрудского

Стремительное развитие платежных технологий и сервисов вместе с ростом популярности криптовалют (биткоин в уходящем году обновил исторический рекорд стоимости, на максимуме поднимаясь почти к 70 тысячам долларов) приводят к новому финансовому феномену: государства всячески ратуют за удобство платежей, но при этом стремятся ограничить их свободу.

Наши руки в вашем кошельке: почему государства подменяют свободу платежей их удобством. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Под занавес 2021 года стало известно, что Банк России решил отслеживать денежные переводы между физическими лицами. Для этого регулятор разослал кредитным организациям новую форму отчетности о таких денежных переводах. Из нее следует, что ЦБ будет запрашивать информацию обо всех переводах одного физлица другому и самому себе. Включая персональные данные отправителей и получателей средств.

В такой отчет должны включаться все входящие и исходящие переводы денежных средств между физическими лицами практически всеми доступными способами: с карты на карту, со счета на счет, с электронного кошелька на электронный кошелек, с карты на кошелек и обратно, со счета абонента оператора связи на кошелек или карту и обратно, платежи через Систему быстрых платежей, трансграничные переводы физическими лицами, переводы без открытия счета, в том числе через платежные терминалы платежных агентов, переводы физлица между собственными счетами в рамках одного банка, переводы через системы денежных переводов.

Позднее в пресс-службе Банка России уточнили, что речь о полном всеобщем контроле за переводами граждан все-таки не идет. Информация будет собираться для борьбы с онлайн-казино, криптовалютными обменниками и другими подозрительными, по мнению регулятора, участниками финансового рынка. «Речь не идет о том, что будет какой-то контроль тотальный за платежами физических лиц, малого бизнеса, ни в коем случае», — попыталась успокоить и глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Тем не менее тенденция усиления контроля за рутинными платежными операциями физических лиц во всем мире налицо. Как и попытки государств «победить» манию криптовалют созданием национальных цифровых валют. Около сотни государств уже заявили о намерении тестировать национальную цифровую валюту. В 2022 году собирается сделать это и Банк России. А китайские власти и вовсе рассматривают вариант создания цифрового юаня с ограниченным сроком годности. То есть хотят «включать» и «выключать» деньги по собственному желанию.

Быстрота и простота денежных операций при новых технологиях и возможность майнить криптовалюты практически в домашних условиях подрывают одну из главных монополий государства, делающую его таким могущественным и важным, — на денежную эмиссию и контроль за движением денег.

Россия по всем опросам и рейтингам входит в число мировых лидеров по проникновению новых финансовых технологий и современных способов оплаты. Россияне охотно и массово платят и картами, и мобильными телефонами. Постепенно распробовали и Систему быстрых платежей — любимое детище Банка России.

При этом денежная эмиссия и контроль за платежными операциями остаются одними из важнейших функций государства. Терять возможность контролировать «личные кошельки» и подглядывать, что там внутри, никакое государство категорически не хочет.

Проблема разрыва между уровнем развития технологий и сознанием людей в последние годы вообще становится одной из самых главных проблем человечества. Свобода доступа к информации и доступность знаний не делают людей умнее. Удобство и быстрота платежных технологий не делают свободнее сами финансовые операции.

Показательно, что во время пандемии снова повсюду увеличились объемы наличных платежей и желание людей держать под рукой наличность. Именно наличка, а не модные гаджеты, которыми можно платить в один клик или одно легкое касание, кажется людям самым надежным способом обладать личными финансами и иметь к ним доступ в любой момент.

Государство может и должно бороться с подозрительными финансовыми операциями, в этом нет сомнений. Только для начала нужно четко определить законом, какие операции подозрительны и незаконны. И не превращать способы борьбы с такими операциями в тотальный контроль за каждым платежом каждого человека.

Мы понимаем, что государствам важно сохранить монополию на денежную эмиссию. Но и государства должны понять, что нам очень важно сохранить свободу платежей — одно из главных прав человека в современном мире.