Подразделение «Росатома» планирует добывать литий в Иркутской и Мурманской областях
«Росатом» делает ставку на литий. Госкорпорация планирует инвестировать в добычу этого металла на территории России свыше 50 млрд рублей. Входящий в «Росатом» холдинг АРМЗ намерен добывать литий в Иркутской и Мурманской областях. Предполагаемый объем производства — до 50 тысяч тонн в год, пишет «Коммсерсантъ».
Литий в основном используется для производства аккумуляторов, которые применяются везде — от мобильных телефонов до электромобилей и промышленных систем накопления электроэнергии. На фоне роста интереса к зеленой энергетике мировые цены на литий растут. И хотя до пиковых значений 2018 года им еще далеко, литий, скорее всего, будет дорожать и дальше.
О том, кто может стать потребителем российского лития, рассуждает начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли Олег Абелев:
Олег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли «Росатом» достаточно давно эту тему уже педалировал. Я помню, что новости появились еще весной. Более того, в первый раз я услышал о том, что есть программа применения литиево-ионных батарей не только в гаджетах, телефонах, телевизорах, но и в специализированной технике, и в электробусах, электромобилях. И вообще тренд «электро» применительно к транспорту, как к частному, так и не к частному, он сейчас очень актуален. Вот для этого нужно производить гидроокись лития из собственного литьевого сырья. Поэтому я бы не сказал, что это тренд на экспорт. Это скорее тренд на поиск сырья, чтобы по возможности максимально локализировать литиевое производство и, наоборот, экспортировать литиево-ионные источники тока».
Аналитики Bank of America Global Research не исключают, что уже в 2025 году в мире может возникнуть дефицит аккумуляторов для электромобилей. Так что инвестиции «Росатома» в литий на первый взгляд выглядят более чем перспективными. Но, во-первых, технологии не стоят на месте. Сейчас уже разработаны натриево-ионные аккумуляторы, которые по характеристикам схожи с литиевыми, но при этом значительно дешевле. До масштабного промышленного выпуска натриевых аккумуляторов дело пока не дошло, но, возможно, через несколько лет они начнут теснить на рынке литиевые элементы.
Кроме того, все большую популярность в мире набирает водородное топливо, которое уже используется на автотранспорте. Водород можно производить в том числе из воды, а ее в России хватает. Все это ставит под вопрос существующие сегодня прогнозы о росте потребления лития. Продолжает директор центра энергетических технологий «Сколтеха» Артем Абакумов:
Артем Абакумов директор центра энергетических технологий «Сколтеха» «Есть технология, которая вообще не связана с как таковыми батарейками, эта технология основана на использовании водорода и топливных элементов. В мире есть Toyota Mirai, в Норвегии, например, есть сети водородных заправок, и в России с ее огромными энергозапасами, которые можно конвертировать в производство водорода, наверное, это до некоторой степени разумно. И если электромобиль имеет ограниченный запас пробега, допустим 600-700 километров, можно придумать гибридный автомобиль, у которого будет расширитель пробега за счет водорода и топливного элемента. Поэтому на длинные дистанции он будет ездить на водороде, а в городском цикле он будет ездить на электричестве, которое запасается либо в литиевой, либо в натриевой батарее».
Ранее интерес к литию проявляла горнорудная компания «Росатома» Uranium One, работающая за рубежом. Как рассказывал в интервью корпоративному изданию «Страна Росатом» глава «Техснабэкспорта» Сергей Полгородник, Uranium One планирует начать производство лития в 2023 году и занять десятую часть мирового рынка к 2030 году.