Срок -10 лет: Смартфоны, планшеты, холодильники и «стиралки» заставят работать дольше

Кабмин РФ намерен внедрить в России еврорегламенты производства электроники, включая смартфоны, чтобы продлить срок их возможного использования до 10 лет. Доступный ремонт должен стать альтернативой попаданию техники на свалку.

Срок -10 лет: Смартфоны, планшеты, холодильники и «стиралки» заставят работать дольше
© Свободная пресса

Получится ли? Ведь производство во всем мире заточено на «скоропортящейся» технике, а ремонтный сервис у нас развит слабо и стоит немало… Вслед за «евроремонтом», понятием, появившимся у нас в начале 90-х, и «Евровидением», в котором мы так стараемся если не победить, то поучаствовать, сейчас заговорили о «еврорегламенте» для увеличения срока службы бытовой и прочей техники.

Европейцам, скорее всего опять не понравится, ведь им в последнее время ничего не нравиться из того, что мы делаем. Ну да ладно, это ведь хорошо, когда техника долго работает и выбрасывать ее приходится в исправном состоянии. Или нет?

Недавно из соседской квартиры выносили холодильник. А я помню, как этот «домашний любимец» молодые тогда еще соседи покупали четверть века тому назад. Запомнилось потому, что меня попросили помочь им его занести. Причем соседи эти уже и не живут в своей квартире - сдают гастарбайтерам. Вряд ли квартиранты очень берегли тот несчастный холодильник отечественного производства. Тем не менее, он, с отвалившейся дверцей, служил людям верой и правдой пока не выработал окончательно все мыслимые и немыслимые ресурсы.

Стыдно признаться, но автор этих строк до сих пользуется советским холодильником «ЗиЛ» и аналоговым телевизором некогда модной французской марки «ящик с лучевой трубкой». К нему пришлось докупить китайский декодер, теперь показывает лучше прежнего. Если это не еврорегламент, тогда я не знаю, как это назвать.

На самом деле в Европе действуют правила, по которым производитель обязан выпускать запчасти и комплектующие на технику в течение не менее семи лет с момента ее изготовления. Если они заработают по отношению к компьютерам, то научно-технический прогресс, будь он не ладен, рискует немного замедлиться. А ведь чипами сейчас оснащены отнюдь не только РС, да ноутбуки с планшетами. Все, что угодно уже чипизировано, включая автомобили и бытовую технику. Того и гляди грядет восстание машин, как в фильме «Я робот».

Наши люди в Голливуде тенденции улавливают четко. Лет двенадцать тому назад вышел мультик «Валл-и», в котором два робота полюбили друг друга и в результате спасли мир, до небес покрытый бытовым мусором.

Но тенденция продолжается другая - все разовое. От пластикового стаканчика, то лазерного принтера и космического корабля. Отслужит срок - и выбрасывай, поскольку чинить дороже, а то и просто невозможно.

Вот что рассказал генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, Александр Калинин:

- Сейчас ведь гарантийный срок стиральной машины – год или полтора, два, в зависимости от страны производителя. Как правило, они работают дольше. То же самое - холодильники. Заместитель председателя правительства Российской Федерации Виктория Абрамченко выступила с инициативой обязать производителей выпускать для техники запчасти. Это нормальная, рабочая инициатива, во всяком случае, лучше, чем предложение штрафовать дачников, у которых участки зарастают одуванчиком и мятой…

Сейчас государственные ведомства, наконец, озаботились тем, чтобы принять законодательные подзаконные акты по обеспечению бытовой и прочей техники на десять лет вперед комплектующими - это нужно не только для бытовой техники, но и для машиностроения. Инициатива не новая. Подобную высказывали еще в 1991 году, вносили в правительство Виктора Черномырдина.

И вот опять вспомнили про запчасти и комплектующие. Я надеюсь, что, наконец, такой закон заработает. Запчасти нужны людям отнюдь не только в нашей стране. Мне довелось пять лет быть советским консулом в республике Куба. Мы отправляли туда автобусы ПАЗики и автомобили «Жигули». Кубинцы с удовольствием их покупали. Но как только начинались поломки, возникали проблемы с запчастями. Начиналась вечная советская канитель. И до сих пор у нас большая проблема с запчастями для техники, которую мы поставляем в другие страны. Века проходят, а проблема остается.

Мы в России почему-то запчасти недооцениваем. Мне довелось столкнуться с тем, что делают американцы. Один наш эмигрант по фамилии Смирнов рассказывал, как он устроился в американскую пищевую компанию и хозяин ему предложил: ты знаешь вся и всех в России, вот тебе начальный капитал, поезжай на Родину. Поставил ему задачу сбыть технику и оборудование, не подлежащее установке в Америке. Дело в том, что в США существует такой порядок: если произвели оборудование и в течение трех лет его не установили, то оно подлежит утилизации. Все оборудование с утилизационных складов он и должен был поставить в России и продать за… 1% стоимости. По бросовой цене.

Смирнов обратился ко мне. Мне идея показалась хорошей, я помог ему найти покупателей оборудования. Но в договоре был пункт: запасные части – по отдельным договорам. И по другой цене. Договор оказался изначально «привлекательно-кабальным».

Это исключительно серьезная экономическая проблема. Проблема и техническая, и финансовая, и, в конечном счете, политическая. Тебе за копейку продают товар, а потом за тысячу долларов запчасти.

Эта система была отработана в Японии. Я столкнулся с нею на строительстве текстильного комбината на 9,6 тыс. работающих на Кубе. Институты Советского Союза спроектировали комбинат, смонтировали, начали «выводить предприятие на проектную мощность». И вдруг выяснилось, что лопнула система масляного давления в цехах. Оказалось, что система японская. Поставщики тогда заломили такую цену за ремонт и само масло в системе, что я надолго понял: какой есть в мире мощнейший маркетинговый инструмент, под названием «запасные части и комплектующие». Это было в 1983 году. Сейчас консулы уже этим не занимаются, заняты всякой ерундой, а раньше мы жестко контролировали выполнение межправительственных соглашений.

Так что это социально значимая проблема для потребителей. Нельзя допускать, чтобы свалки росли. Из множества вещей, можно после утилизации что-то сделать. Появляются организации и предприятия, скупающие у населения бывшую в употребление технику…

Мусорная проблема рождается из небольшого пакета. Каждый из нас выбрасывает куда-то, не понятно куда, центнер мусора в год. За десять лет они складываются тонну. Всего получилось 150 миллионов тонн за то время пока идут разговоры про мусорную реформу. А ведь на свалки твердых бытовых отходов везется все, и всякая гадость и вполне приличные вещи, которые еще могли бы послужить, но закатанные бульдозером они превращаются в однородную гадость.

Но, к сожалению, иногда везется, да не довозиться до специально отведенных полигонов. Выбрасывается на опушку леса.

А вот что считает российский общественный деятель, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ:

- В Законе РФ "О защите прав потребителей" есть статья 6: " Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара». В ней сказано, что производитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение срока службы. Для этого изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара. Также на него возложены обязанности по выпуску и поставке в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания запасных частей в нужном объеме и ассортименте.

Прошу заметить, «в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара». А при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. Так что, судя по изложению новости, этот вопрос у нас был решен в законе с момента его принятия в 1992 году.

Другое дело - применение этой нормы. Она не всегда исполнялась изготовителями, особенно если они закрывались, банкротились. Но появилась и другая проблема: сокращения сроков службы, устанавливаемых изготовителем, по мере модификации моделей, чтобы заставить потребителей чаще их обновлять.

Чтобы не допускать такого, Роспотребнадзор включил в свой законопроект о внесении в этот закон большого пакета поправок. Он сейчас в стадии доработки по результатам общественного обсуждения и заключений Федеральных органов исполнительной власти. Есть еще дополнение к статье №5: "На выпускаемый в гражданский оборот новый технологически усовершенствованный товар не может быть установлен срок службы меньшей продолжительностью, чем на аналогичный товар, находящийся в обороте".

Так что все новое – хорошо забытое старое. А если какие-то законы забываются, значит, это кому-то нужно. Будет ли выполнятся новый закон, или его постигнет участь старых?

Кроме того есть еще такое понятие как «моральный износ», как в случае с моим стареньким, но трудолюбивым холодильником «ЗиЛ». Оно-то уж точно не может быть регламентировано законами и подзаконными актами. Ведь тогда они будут выглядеть… слегка «аморальными».

Хотя тут вступает в действие другой закон, диалектический, по переходу количества качества и единства и борьбы противоположностей. «Морально устаревшая» вещь, в один прекрасный момент, превращается сначала в винтаж, потом в антиквариат, в раритет и, наконец, в артефакт. Подождем, когда это случится с моим телевизором.