Культура селфи: что ваш выбор ракурса камеры говорит о вас

За последнее десятилетие селфи стали основой популярной культуры. Если хэштег #selfie впервые появился в 2004 году, то именно с выпуском iPhone 4 в 2010 году фотографии стали вирусными. Три года спустя Оксфордский словарь английского языка стал словом года для селфи.

Мы используем селфи для самых разных целей, от социальных до профессиональных. Согласно опросу 2018 года, 82% взрослых в США моложе 34 лет разместили селфи в социальных сетях. Пока пандемия не остановила массовые собрания, целая индустрия была посвящена созданию селфи-мероприятий и музеев. Учитывая такой огромный охват и популярность, за последние четыре года это явление стало привлекать внимание когнитивных наук. Как показали недавние исследования, способ, которым мы делаем селфи – и конкретные углы обзора, которые мы выбираем – варьируется в зависимости от того, что мы собираемся с ними делать.

Фото: https://accemedin.com/

Левый уклон

С 1970-х годов мы знаем, что в исторической западной портретной живописи художники предпочитали изображать левую щеку своих натурщиков, особенно при рисовании женщин. Исследование 2017 года показало, что когда дело доходит до селфи, люди склонны наклонять смартфон под углом, чтобы сфотографировать и свою левую щеку. Также были обнаружены закономерности в том, как люди, снимающие селфи, размещают свои камеры по вертикали. Другое исследование селфи в 2017 году, опубликованное на Tinder, показало, что при поиске связи женщины чаще всего предпочитают снимать селфи сверху, а мужчины – снизу.

Исследователи посмотрели, как это может измениться на другой платформе, осмотрев около 2000 селфи, размещенных на случайной выборке из 200 различных аккаунтов в Instagram – по десять селфи на человека. Для каждого селфи записывали пол пользователя, как видно на фотографии, а также то, сделали ли они свое селфи сверху, снизу или спереди. В итоге ученые обнаружили, что все пользователи – независимо от пола – имели тенденцию размещать камеру над головой. Эти различия в положении камеры создают разные виды селфи. Вопрос в том, почему. Но как этот выбор соотносится с тем, для чего используются селфи, с платформами, на которых они публикуются?

Выразительность лица

В большинстве руководств «как сделать лучшее селфи» подчеркивается, что фотографирование лица под углом и сверху помогает выглядеть лучше. Это подтверждается исследованием селфи Tinder, в котором авторы определили, что мужчины, делающие селфи снизу, отчасти были попыткой казаться выше и, следовательно, более мужественными. Между тем, женщины, делающие селфи сверху, добивались противоположного – они выглядели миниатюрнее и женственнее.

В другом месте исследования были посвящены ранним тенденциям в позе селфи и тому, как некоторые из них были связаны с наклоном и составлением вашего лица, чтобы выглядеть тоньше и уязвимее, что также приравнивается к большей привлекательности. Пытаясь объяснить, почему исторический художник, возможно, предпочел бы левую часть лица своего натурщика, исследователи рассмотрели несколько возможностей. Они варьировались от того, был ли художник левшой или правшой, где сидел натурщик по отношению к художнику, или было ли на самом деле превосходство левого визуального полуполя в распознавании лиц: другими словами, могл ли профиль, нарисованный слева от холста, легче восприниматься?

Однако данные по всем этим теориям неубедительны, за исключением основных визуальных предпочтений. Возможно, исследователи предположили, что мы просто считаем левую сторону более привлекательной, чем правую. В селфи и левши, и правши демонстрировали одинаковый левосторонний уклон – так что и здесь дело не в удобстве. Напротив, эта распространенность предполагает, что мы инстинктивно знаем, что показ левой стороны – лучший вариант. Недавние свидетельства дают более ясную причину, почему это может быть. Левая сторона лица контролируется правым полушарием мозга, которое, в свою очередь, отвечает за передачу эмоций. Таким образом, левая сторона более эмоционально выразительна.

Фото: https://ria.ru/

Исследователи также обнаружили, что мы склонны воспринимать себя более привлекательными и симпатичными на своих селфи, чем на фотографиях, которые за нас делают другие люди. Степень выразительности, к которой мы стремимся, зависит от того, что мы собираемся сообщить, и от платформы, на которой мы общаемся. Показывая левую щеку – или снимая сверху – мы выглядим более выразительно. Между тем, размещение камеры спереди обеспечивает нейтральный вид.

Селфи-проксемика

Люди, которые делают селфи, выбирая позу и другие изобразительные особенности, подают своим зрителям невербальные, социальные и эмоциональные сигналы. Эти сигналы можно рассматривать как двумерный эквивалент невербальных сигналов, которые мы используем при личном общении. Лично люди контролируют свою позу и выражение лица, а также расстояние друг от друга, чтобы выразить степень близости или избегания. Начиная с основополагающей работы Эдварда Холла 1960-х годов «Скрытое измерение», мы называем это пространственное поведение или проксемикой.

В селфи, как в фотографии или кинематографе, у вас есть только графическое пространство, с которым можно поиграть. Но это также обеспечивает набор проксемических методов: способ ориентации объекта, любую лево-правую асимметрию в композиции, вопросы относительного размера между объектами в кадре. Эти переменные, которые определяются расстоянием от камеры и, что особенно важно, углом камеры, способствуют невербальной передаче мотивации, намерений или эмоционального состояния фотографа.

Это перекликается с тем, как селфи были определены как форма самораскрытия. Речь идет не только о том, чтобы кто-то представлял себя в картинках, как это делают автопортреты, но и о способах раскрытия личной информации в диалоге. Одноразовый характер селфи отличает его от более продуманного художественного замысла автопортрета. Точно так же селфи – это контекст и взаимодействие. Как пишет писатель, теоретик и автор tumblr музейных селфи, «селфи делятся как часть разговора».