Войти в почту

Взрыв газа в Балашихе: как проходила спасательная операция?

При разборе завалов после взрыва газа в девятиэтажке в подмосковной Балашихе погибли спасатели Олег Калмыков и Магомед Нальгиев. Они могли остаться в безопасности, но пошли на риск в надежде вытащить живыми из-под завалов мать и ребенка, передает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Взрыв газа в Балашихе: как проходила спасательная операция?
© Мир24

Девятый час утра. Жители панельной девятиэтажки в Балашихе собираются на работу, кто-то готовит завтрак. В доме включаются газовые плиты. Взрыв слышат даже в отдаленных районах города. Три этажа в доме складываются сразу. На место прибывают все экстренные службы. Спасатели берутся за дело.

Им удается спасти пенсионерку с шестого этажа здания. За действиями коллег в дверном проеме наблюдает спасатель Магомед Нальгиев. Внизу идет разбор завалов. Судя по рисункам на стенах, это была детская комната. Вдруг из-под обломков раздаются женские крики и детский плач. Магомед бросается туда. Вместе с ним спасатель из балашихинской части Олег Калмыков. Когда до зажатых обломками женщины и ребенка остается совсем чуть-чуть, сверху срывается бетонная плита.

Под обломками погибли семь человек – пятеро жильцов дома и двое спасателей. Магомед Нальгиев служил в Ногинском спасательном центре. Сам родом из Ингушетии. Он работал спасателем в региональном отряде и уже там прославился в профессиональной среде.

«На риск он шел только тогда, когда была возможность спасти людей. Девиз у него был такой: «Мы только предполагаем, а располагает Всевышний, поэтому шанс должен быть у каждого, и я его постараюсь использовать по полной», – рассказал начальник цикла подготовки специалистов Ногинского спасательного центра МЧС России Рамазан Евлоев.

Слава среди спасателей к нему пришла после ряда успешных операций. В 2009 году в Назрани разгребал завалы здания целые сутки. После этого, говорят, даже не было сил завести машину. В 2013-м вручную на Дальнем Востоке под ударами волн восстанавливал пятикилометровую дамбу. Вне службы увлекался дзюдо и автомобилями. Дома осталась жена.

«Человек недюжинной силы. Смотрели ролик, как он поднимал машину, воспоминания ребята скидывают», – рассказал начальник Ногинского спасательного центра МЧС России Евгений Гаврилюк.

Второй погибший спасатель – Олег Калмыков. Пришел в профессию больше 10 лет назад и, судя по странице в соцсетях, жил ей. Это говорит и друг погибшего Иван Макеев. Они сидели за одной партой, занимались в одной секции и служили на одном корабле. Один стал учителем, другой – спасателем. «Он в сентябре звонил, у него родился сын. Говорил, что двое детей, полный комплект, рад жизни. Но добавил, что его специальность – это спасать жизни», – рассказал друг Олега Калмыкова Иван Макеев.

В спасатели Олег пошел после службы на флоте. Сколько жизней спас, уже не сосчитать. Выводил людей из пожаров и из леса, на последний этаж дома один затаскивал генератор, чтобы запустить аппарат ИВЛ, к которому была подключена маленькая девочка. Даже часть отпуска проводил добровольцем-спасателем на местных пляжах. «У меня не пришло еще осознание, что с ним такое случилось», – рассказал начальник караула ПСЧ-201 Евгений Челак.

Олега Калмыкова похоронили с воинскими почестями в Подмосковье, а Магомеда Нальгиева – в родовом селе Плиево.

«Есть такая заповедь у спасателей: сделай все, но спаси. Иногда приходится выбирать между собой и теми людьми, которых мы пришли спасать», – сказал заслуженный спасатель России Игорь Томчук.

Конечно, если есть неминуемая угроза жизни спасателей, то никто их на завалы не отправит. Иначе и людей не спасут, и сами погибнут. Но даже при всех условиях стопроцентной гарантии благополучного исхода никто не даст.

«Проводится осмотр места происшествия на усмотрение старшего смены. По возможности проводится укрепление конструкций, и только потом группа начинает работать», – рассказал спасатель, инструктор по первой помощи Максим Штыб.

Так было и в этот раз. Они понимали, что рисковали собой, но голоса женщины и ребенка были сильнее чувства страха.

«Руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации были проведены меры по закреплению строительных конструкций, которые надвисали над спасателями. При этом в 11:33 произошло внезапное обрушение стеновых панелей», – сообщил заместитель министра МЧС России Илья Денисов.

Голоса затихли сразу после обрушения. Среди погибших жильцов дома – пятилетняя девочка Соня, ее мама Мария, две пенсионерки, в квартире одной из которых, по версии следствия, произошла утечка, и ее соседка, которая зажгла плиту. На углу дома возник стихийный мемориал всем жертвам взрыва.

Спасательная операция завершилась уже на следующие сутки, теперь за дело взялись коммунальщики: разбирают обломки здания, обследуют сам дом. Пострадал также соседний, через дорогу. Там взрывной волной выбило стекла. На первые сутки эвакуированных жителей разместили в местном ДК. Тем, кто лишился квартир, предложили временно снять жилье за счет города.

«Жилой дом будет восстанавливаться, пока ориентировочный срок мы видим порядка девяти месяцев, на весь этот период жителям подъездов, которые не смогут заехать домой, будут выплачиваться средства на аренду жилья. После этого третий подъезд будет восстанавливаться, скорее всего, монолитным способом, то есть восстановление с нулевой точки. Сдаваться квартиры жителям будут с так называемым муниципальным ремонтом: отделкой, сантехническими приборами и кухонной мебелью», – рассказал вице-губернатор Московской области Евгений Хромушин.

Также всем пострадавшим и семьям погибших выплатят компенсации. Спасателей, которые отдали жизни, представили к государственным наградам за верность своему долгу – спасать людей, несмотря ни на что.