Пожарный во втором поколении Андрей Абрамов: С семи лет ходил с отцом на службу
С выбором будущей профессии начальник караула ПСЧ-135 в поселке Боровский Андрей Абрамов определился в шесть лет, когда вместе с мамой после первомайской демонстрации заглянул к отцу на службу в пожарную часть. Как только открылись ворота, увидел своими глазами большого красного коня под названием пожарная машина. Эта мощь и красота боевой техники, парадная форма отца сразу запали в душу. "Вслух.ру" Андрей Абрамов рассказал, как стал пожарным, чем привлекает служба, как часто приходится идти на риск, спасать людей.
Пример отца и брата
- Я родом из Кургана. Там и "заболел" пожарной службой. С семи лет, как только пошел в школу, стал по выходным приходить к отцу на службу. Оставался даже на сутки. Понятно дело, что на пожары не выезжал. Тем не менее, мне было интересно все - я смотрел, как пожарные готовятся к дежурству, работают с техникой. Неизгладимое впечатление на меня произвел огромный обеденный стол, за который садились по 10-12 мужиков, большая кастрюля с супом, такая же большая сковородка с жареной картошкой и мясом. Как говорится, все едят с одного котла. Когда мне уже было 12 лет, я стал ходить на службу к брату, с Игорем у нас разница в возрасте 14 лет. Он после армии пошел по стопам отца. Папа работал в пожарной части Министерства путей сообщения. Тревожных выездов у них было мало. Брат же работал в городской пожарной части, к тому же она еще располагалась в центре Кургана.
У брата я часто видел, как проводят занятия по боевой подготовке, как звучит сирена, как одеваются пожарные, садятся в машину. В это время диспетчер по громкой связи говорит, что произошло, куда нужно ехать. Для меня это было потрясением, каждый раз во время тревоги эмоции зашкаливали. Нередко сирена звучала, когда молодые крепкие парни только приехали с вызова, собирались за обеденным столом. Приходилось все бросать и мчаться на пожар.
Все занимались спортом, кто лыжами, кто футболом, кто боксом. Я тогда уяснил, что у пожарных большое внимание уделяется физической подготовке. Брат предложил записаться в юношескую команду по пожарно-прикладному спорту. А я как будто этого и ждал. Учебная башня высотой четыре этажа, штурмовая лестница, отработка нормативов. Каких-то больших достижений в этом виде спорта у меня не было, участвовал только в городских состязаниях, потому что начал тренироваться уже поздно. С 6 до 14 лет серьезно занимался плаванием, входил в сборную. В какой-то момент с родителями решили, что не всем суждено побеждать на чемпионатах России, выступать на Олимпиаде.
Командует только один!
Поступил в пожарно-техническое училище в Екатеринбурге, отучился. Так и я стал пожарным. 8 лет отработал в Кургане. С 2005 года проходил службу уже в Тюмени - сначала на Лесобазе в ПЧ-67, где много двухэтажных деревянных домов и новые микрорайонов с высотной застройкой, затем в ПЧ-15, которая прикрывает несколько крупных районов города.
В многоквартирных домах зачастую все происходит по одному и тому же сценарию: пожар в квартире на нижнем этаже, задымленными оказываются все квартиры, расположенные выше. Дым быстро распространяется через вентиляционную шахту. Люди выбегают в подъезд, и если он тоже задымлен, попадают в ловушку. Не знают, как выбраться, начинают кричать и задыхаться. Главное, дать понять, что ты рядом и угрозы больше нет. Внушить: я пришел за тобой, чтобы ты выжил, у меня все для этого есть, я знаю, что делать. Говоришь: "Я тебя держу, либо держись за меня и ни при каких обстоятельствах меня не отпускай. Мы выходим вместе! Понятно? Понятно. Пошли".
Самое главное на таких пожарах - подать сигнал, если тебе и твоим близким нужна помощь, позвонить по телефону 112, крикнуть в открытое окно.
Тушение пожара - это еще и большая ответственность. Здесь командует только один! Если ты прибыл первым, ты командуешь всеми, включая те расчеты, которые подъедут позже, если потребуется помощь. Рисую в голове схемы всех боевых развертываний, всем ставлю задачи. Например, направляю в квартиру 213 на третьем этаже, так как диспетчер только что сообщил, что оттуда был звонок - в квартире двое детей, женщина и бабушка. Или сам организую звено для спасения людей.
Когда поступает информация о распространении огня через балкон на верхние этажи, я снова быстро прокручиваю в голове все возможные варианты дальнейших действий: можно снаружи подать воду с лафета или зайти с рукавом через подъезд, можно использовать пожарные краны. Один из бойцов выпускает дым из подъезда. Для этого надо подняться на каждый этаж и открыть форточку. Как правило, сами жильцы об этом забывают.
Опоздали на три секунды…
Вообще на пожаре нет ничего хуже паники. Весна 1998 года. Я только закончил учебу, вернулся в Курган, стал начальником караула. Нам поступил вызов о пожаре в квартире на четвертом этаже пансионата. Время около полудня. От пожарной части до этого пансионата не больше 5 км. В пути следования диспетчер сообщает, что люди видят в оконном проеме женщину с ребенком. А мы и так едем на предельной скорости. Водитель все это тоже слышит, пытается еще быстрее разогнать машину. Мы не успели на каких-то две-три секунды. Заезжаем во двор, выскакиваем из машины и видим, как кого-то несут в машину скорой помощи. Я сразу понимаю, что это ребенок. Спрашиваю очевидцев: "Когда?" Мне в ответ: "Да вот только что!"
Мы ехали с включенной сиреной, но женщина ее не услышала. До сих пор не могу забыть: небольшая комната, плита на кухне. Мать убаюкала ребенка, сама прилегла и тоже уснула. Забыла про включенную на плите кастрюлю. Из нее все выкипело. Задымило. Дум от подгоревшей еды очень едкий. Женщина закашляла, проснулась. Ребенок плачет. Пыталась выйти, но не получилось из-за сильного задымления. А всего-то - горит пища на плите.
Пятого июля десантно-пожарная команда Тюменской авиабазы вновь отправилась в командировку - тушить лесные пожары.
Молодая мать в панике пытается открыть старое деревянное окно, но не может, разбивает стекла. Залазит с ребенком на подоконник, и в это время срывает кран на батарее. Ее ноги обжигает горячей водой. Угрозы огня нет. Останься на подоконнике, дыши свежим воздухом, и помощь придет. Однако женщина во что бы то ни стало намерена покинуть квартиру. Она бросает ребенка в сугроб, следом прыгает сама. Ребенка увезли в больницу, а женщина упала прямо на стекла от рамы. А ведь ей кричали люди внизу: "Не прыгай!".
Подъезд к дому свободен, мы бы быстро развернули автолестницу до третьего этаже, а на четвертый я бы залез к ней по штурмовке за считанные секунды…
Главное - слаженность работы команды
Со стороны кажется, что наша работа и сложна, и опасна. Да, есть доля риска. Каждый из нас может столкнуться с ситуацией, когда нужно переступить черту, пойти на риск, и морально ты к этому уже готов, но у меня таких случаев не было. Все возможные варианты спасения людей и тушения пожаров прорабатываются заранее, причем многократно. Еще по пути к месту пожара понимаешь, как будешь действовать ты и весь пожарный расчет. Действовать строго по уставу. Он, как и армейский устав, написан кровью.
На каждой смене в первой половине проводим теоретические занятия, во второй половине дня отрабатываем на практике. Сегодня отрабатывали норматив по прокладке рукавной линии одним человеком. Потом еще сдаем экзамены. Если что-то не получается с первого раза, не укладываемся по времени, повторяем многократно, пока десять потов не сойдет. Зато потом, когда понадобится, выполнишь за секунды и без ошибок.
На самом деле труднее как раз на таких тренировках, потому что занимаемся по несколько часов независимо от того, какая на улице температура. Выезжаем также для отработки тушения пожаров на потенциально опасные объекты - на заводы, АЗС. А на пожарах в тех же многоквартирных домах все проходит очень быстро, укладываемся за несколько минут. Решающее значение на таких выездах имеет слаженность работы всей команды. За каждым молодым сотрудником в пожарной части закрепляется наставник.
Есть свои особенности при тушении в ИЖС, промзоне. Конечно же, нужно убедиться, что отключена подача газа и электричества. Про взрывающиеся в горящих помещениях баллоны с газом все уже, наверное, не раз слышали. Самое неприятное, что зачастую собственники уверяют, что внутри ничего нет, что может взорваться. А после пожара рядом с тем местом, где ты стоял, находишь газовый баллон и думаешь про себя: "Он не взорвался, потому что пустой? Или еще не нагрелся?" В закрытых помещениях опасность представляют и отделочные материалы, которые при горении выделяют ядовитый дым.
Наши бригады скорой помощи не умеют сдаваться
Приходилось ли оказывать первую помощь? В редких случаях, потому что бригада скорой всегда рядом, мы им только помогаем. Приезжаем практически всегда одновременно. Поражаюсь выдержке и профессионализму медицинских бригад. У нас был выезд, здесь же в Боровском. Еще одна трагедия. Родители оставили двоих детей у бабушки с дедушкой в коттедже. Решили вечером им позвонить. На телефон не отвечают. Попросили соседей сходить проведать. Соседи видят, что окно открыто и пахнет газом. Забили тревогу. Со скорой мы приехали одновременно. Сразу стало ясно, что жильцы отравились газом. Очевидно, огонь в газовом котле потух из-за неправильно смонтированной системы вентиляции, а газ продолжал идти.
Быстро вынесли на улицу пожилых людей и внуков. Практически у всех состояние клинической смерти. Фельдшер начинает делать непрямой массаж сердца. Я спрашиваю: "Помощь нужна?" Девушка кивает головой, мол, продолжай, а я к следующему. Она "качает" и смотрит одним глазом, как я работаю, контролирует меня.
Наши бригады скорой помощи не умеют сдаваться. Я уже думаю, что все. Фельдшер, очевидно, это поняла и командует: "Давай качай сильнее!". Сама уже на другого переключается. При этом девушка-медик оставалась абсолютно спокойной и уверенной. Есть чему поучиться.
Несколько раз был свидетелем ДТП вне службы. Машинально хватаешь ключ на 12. Руками клемму аккумулятора можно и не сорвать. Обесточив машину, чтобы не было пожара, быстро оцениваешь состояние пострадавших. Понимаешь, что угрозы жизни нет.
Хочется, чтобы люди чаще задумывались о собственной безопасности и безопасности своих близких. Во время тревожных выездов нередко видим дорогие коттеджи, на строительство которых хозяева потратили миллионы рублей, но сэкономили на пожарных извещателях, которые работают на батарейках. Чем быстрее вы узнаете о возгорании или задымлении, тем меньше будет ущерб. Ну и, конечно, в своем доме под рукой должен быть хороший огнетушитель. Так и нам будет спокойнее.
Автор Юрий Шестак