Винтокрылые спасатели: как развивается московская экстренная авиация
Экипажи пожарных и санитарных вертолетов готовы днем и ночью тушить пожары, спасать пострадавших и эвакуировать больных. Им под силу реанимировать человека в воздухе, десантироваться без парашюта и сбросить на огонь сотни тонн воды.
В сложных условиях мегаполиса, высотной застройки и плотного трафика на помощь пожарным и спасателям приходит экстренная авиация.
«Московский авиационный центр — уникальная организация экстренного реагирования, которая значительно расширяет возможности оперативных служб по тушению пожаров, спасению людей, при ликвидации последствий происшествий, экстренной госпитализации больных. Сейчас в городском авиапарке 11 воздушных судов. Ежегодно пилоты Московского авиацентра совершают более 350 вылетов», рассказывает заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Быстрые и маневренные вертолеты в считаные минуты могут оказаться на месте происшествия, чтобы помочь при ликвидации пожара или спасении людей. Сегодня в рядах Московского авиационного центра (МАЦ) — десятки высококвалифицированных летчиков, инженеров и спасателей.
Какие воздушные суда есть в распоряжении спасателей и с какими опасностями справляются экипажи вертолетов в городских условиях — в материале mos.ru.
Всегда на страже
Свой путь столичная пожарно-спасательная авиация начала 12 марта 1994 года, когда на учениях в Москве впервые показал свои возможности пожарный вертолет Ка-32А. В 2003 году был создан Московский авиационный центр и в его управление были переданы три пожарных вертолета — два Ка-32А и один Ми-26Т.
Сегодня же авиапарк МАЦ насчитывает 11 вертолетов. Пять машин — один тяжелый Ми-26Т и четыре средних Ка-32А — тушат пожары. Еще пять вертолетов ВК117 С-2 используют для перевозки пострадавших в больницы. А вертолет-разведчик Bell-429 предназначен для мониторинга и оценки ситуации.
С 2016 года экстренная авиация Москвы несет круглосуточное дежурство. Команда спасателей готова вылететь на место происшествия в любую минуту: в их распоряжении всегда пять вертолетов.
Один из них — пожарный Ка-32А11ВС ярко-красного цвета. На дежурство он заступил в апреле 2020 года. Первое «испытание огнем» вертолет прошел в этом же месяце в поселении Рязановское ТиНАО. Там загорелись деревянные конструкции и одноэтажное здание. Тогда за штурвалом вертолета находился командир первой эскадрильи авиацентра столицы Евгений Артюхин.
«Огонь распространялся очень быстро, возникла угроза возгорания соседних зданий. Поэтому было принято решение использовать авиацию. На боевом вылете машина показала себя прекрасно: очень хороший вертолет с мощными двигателями. С легкостью носит на внешней подвеске пять тонн груза. В тот день мы выполнили 36 сливов и сбросили на очаг возгорания 180 тонн воды», рассказывает командир первой эскадрильи авиацентра столицы Евгений Артюхин.
Красный спасатель и «пушка»
Самый новый пожарный вертолет Ка-32А11ВС оказался в распоряжении спасателей в 2020 году, а к дежурству приступил в январе 2021-го.
«Это один из лучших противопожарных вертолетов в мире. Он гораздо умнее своего предшественника Ка-32А, оснащен современной системой локации, авионики, приспособлен для полетов даже в самых сложных условиях. Максимальная дальность полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели», рассказывает заместитель директора МАЦ по организации летной работы Олег Катальшев.
Кроме того, эта модификация отличается обновленной рулевой системой и увеличенным сроком эксплуатации — 32 тысячи летных часов. В зависимости от задачи Ка-32А11ВС могут оборудовать водосливным устройством, которое заполняется всего за 10 секунд и сбрасывает на пожар до пяти тонн воды, или механизмом беспарашютного десантирования, то есть лебедкой с тросом, которая спускает спасателей с вертолета.
Весной этого года один из двух новых вертолетов оснастят специальной «пушкой», как ее называют пилоты. Это система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, которая применяется с наступлением устойчивых плюсовых температур. Она точечно бьет по цели мощной струей воды или пены и может быстро ликвидировать возгорание на любой высоте. Такая «пушка» незаменима при ликвидации возгораний в высотных зданиях и пожаров с открытым очагом горения.
Работает «пушка» так: вертолет через шланг набирает воду из ближайшего водоема, затем перемещается к месту пожара, зависает на нужной точке, и второй пилот подает воду в чистом виде или с пенообразователем в ствол. Например, если применяется система бокового пожаротушения, то бортовой механик с помощью ручной заслонки подает огнегасящий состав в очаг возгорания, также он управляет водяной струей.
В 2012 году «пушка» (тогда она была установлена на предшественнике, вертолете Ка-32А) показала себя при ликвидации сложнейшего пожара в башне «Федерация» делового центра «Москва-Сити». Это был первый случай в мировой практике, когда ночью при низких температурах и сильном ветре огонь тушили с помощью вертолетов.
Победители пожаров
С 2003 года пожарные вертолеты Московского авиацентра потушили более 200 пожаров. Только две новых машины за время своей службы участвовали в ликвидации 15 возгораний в Москве и Московской области. Их маневренность, мощность и надежность позволяют успешно тушить не только городские, например, возгорание на складе пиротехники на Лужнецкой набережной, но и природные пожары, как это было в Луховицах, Красногорске и Люберцах.
Для пожаров, затрагивающих большие площади, МАЦ использует самый крупный в мире серийный вертолет Ми-26Т. За 15 секунд этот гигант может обрушить на огонь до 15 тонн воды. При этом она охватывает полосу размером примерно 13 на 330 метров, а двух пролетов Ми-26Т будет достаточно, чтобы потушить возгорание площадью больше чем профессиональное футбольное поле.
Ми-26Т участвовал в ликвидации многих пожаров, в том числе в здании Военно-воздушной академии имени Жуковского, на территории завода «Серп и Молот» и в лесах в 2010 году.
Реанимация в воздухе
В 2008 году авиапарк МАЦ расширился: на службу заступили санитарные вертолеты ВК117С-2. Изначально их было три, а сегодня в МАЦ уже пять «бэкашек», как их любя называют пилоты. С 2009 года по соглашению с Московским территориальным научно-практическим центром медицины катастроф они занимаются санитарной эвакуацией пострадавших в столичные больницы.
«Благодаря работе экстренной авиации время реагирования на происшествия в мегаполисе значительно сократилось. Чтобы прибыть на место, пилотам Московского авиацентра необходимо от пяти до 15 минут. Это особенно важно при эвакуации пациентов с инфарктами и инсультами, пострадавших в ДТП и других происшествиях. Чем быстрее пациент получит квалифицированную медицинскую помощь, тем больше вероятность избежать серьезных последствий для здоровья — это принцип золотого часа», рассказывает директор Московского авиационного центра Кирилл Святенко.
С присоединением большой территории ТиНАО для работы авиации экстренного реагирования передали 21 вертолетную площадку (всего в Москве действует 26 таких площадок). Стало больше вертолетов, расширился и перечень задач — экипажи начали эвакуировать больных с инфарктами и инсультами.
По сути, ВК117С-2 — это небольшая воздушная реанимация с медицинской бригадой на борту. Помощь пострадавшим начинают оказывать уже во время полета. Для этого там есть аппарат ИВЛ, дефибриллятор, монитор контроля жизненно важных функций и другое оборудование, например, модуль для перевозки новорожденных.
С 2018 года авиамедицинские бригады дежурят круглосуточно. Для ночных полетов пилотов тренировали дополнительно, ведь в темноте намного труднее распознавать препятствия, такие как подъемные краны или электрические провода. К новому режиму работы готовили и вертолетные площадки: их оснащали радиосветотехническим оборудованием.
Ежедневно в Москве на дежурство заступают три экипажа санитарных вертолетов, один из которых работает ночью. Управление Департамента ГОЧСиПБ по ТиНАО напоминает, что за 14 лет экипажи ВК117 С-2 спасли и эвакуировали более 6700 человек.