Отвлекающий маневр: что стоит за «шпиономанией» Северной Македонии против России
В августе Северная Македония объявила персоной нон грата еще одного российского дипломата, якобы нарушившего положения Венской конвенции. По словам министра главы МИД Буяра Османи, Скопье предприняло такие меры в том числе для защиты «союзников по альянсу». О том, почему Северная Македония идет на обострение отношений с Россией, и как это скажется на российско-северомакедонских отношениях, читайте в статье кандидата исторических наук, доцента Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Евгения Коренева.
МИД России отреагировал незамедлительно на недружественные действия Скопье, опубликовав сообщение для СМИ: «К сожалению, северомакедонская администрация продолжает двигаться по конфронтационному пути, не обращает внимания на тот факт, что подобные шаги наносят ущерб двусторонним отношениям». Естественно, российское внешнеполитическое ведомство заявило о том, что адекватно ответит на подобный шаг Скопье.
Стоит отметить, что Северная Македония уже второй раз в этом году высылает российского дипломата. В мае руководство страны объявило одного из сотрудников Посольства РФ персоной нон грата, Москва тогда ожидаемо дала симметричный ответ. Однако в этот раз ситуация выглядит абсурдно, поскольку речь идет о дипломате, завершившем свою командировку до того, как данное решение было обнародовано властями Северной Македонии. По информации северомакедонского портала Almakos, ссылающегося на свои источники в МИДе балканской республики, этим таинственным сотрудником российского посольства является заместитель военного атташе А. Шевченко. Предположительно, именно он, судя по мнению официального Скопье, мог своими действиями нанести урон не только стране, но и ее союзникам.
Если рассуждать логически, то вряд ли можно представить, что Северная Македония обладает какими-то серьезными военными тайнами НАТО. На ее территории не расположены крупные объекты Североатлантического альянса, ее представители не занимают руководящие посты в структуре Организации. Поэтому особо секретную информацию о планах натовской политики в области безопасности искать следует в Брюсселе, или в столицах других государств-членов Организации, но не как не в Скопье.
Конечно, какие-то сведения о возможных шагах НАТО на Балканах заинтересованная страна могла бы потенциально добыть от высокопоставленных северомакедонских политиков и военных деятелей, но они, скорее всего, не были бы эксклюзивными. Зато специфика небольшого государства, в котором все и все на виду, накладывает свой отпечаток, поскольку риски разоблачения для гипотетического разведчика серьезно возрастают.
Налицо попытка северомакедонского руководства в координации со своими кураторами из других государств-членов НАТО разыграть привычную карту «шпиономании».
Речь идет о том, чтобы при помощи организации кампании по противодействию пресловутой «российской угрозе» осуществить «маленькую победоносную информационную войну» и отвлечь население Северной Македонии от внутренних проблем, а заодно и выполнить заказ Брюсселя, заинтересованного в создании негативного образа России на мировой арене.
Дело в том, что в стране сейчас фактически разворачивается политический кризис, поскольку парламент не может нормально функционировать из-за бойкота оппозиции. К тому же в Северной Македонии в октябре 2021 г. состоятся муниципальные выборы, которые пока что не сулят ничего хорошего премьер-министру Зорану Заеву и его партии «Социал-демократический союз Македонии».
Кроме того, в настоящий момент американцами готовится реализация плана по размещению части афганских беженцев на территории Албании, Косово и Северной Македонии. Северомакедонский премьер-министр уже заявил о своей готовности принять мигрантов: «Мы готовы принять гражданское население Афганистана, которое работало над созданием мира в этой стране в течение последних 20 лет, оказывая поддержку на местах союзным силам НАТО, в том числе и нашим вооруженным силам, а также активистам демократических, гуманитарных и правозащитных организаций в Афганистане».
Разместить беженцев планируется на территории отелей и баз отдыха. Однако готовы ли к этому местные жители, и рады ли владельцы гостиничных комплексов таким перспективам, Зоран Заев не сообщил. Учитывая рост антимигрантских настроений в стране, стоит констатировать, что протест может вспыхнуть в любой момент.
Так что северомакедонскому руководству действительно выгодно, насколько это возможно, отвлечь внимание населения от насущных и грядущих проблем. Кроме того, Зоран Заев подобным шагом старается продемонстрировать союзническую солидарность, чтобы заработать дополнительные очки для Северной Македонии в гонке за место в ЕС. При этом данная авантюра не несет существенных рисков для выстраивания дальнейшего взаимодействия с Москвой.
Современное состояние российско-северомакедонских отношений
После распада СФРЮ Республика Македония проводила уникальную по меркам Балканского региона внешнюю политику. Дело в том, что она изначально ориентировалась на вступление в ЕС и НАТО, и население страны поддерживало евроатлантическую повестку дня, при этом власть и общество довольно хорошо относились к России. Благодаря такому подходу товарооборот двух стран постепенно восстанавливался после провала начала 1990-х гг., развивались и другие сферы отношений. Однако за прошедшее десятилетие все чаще стали проявляться негативные тенденции в российско-северомакедонском сотрудничестве.
Если политический диалог двух стран в последние годы находился в кризисе, что было вызвано внутриполитическими трансформациями в балканской республике и ее настойчивым желанием стать членом НАТО, то экономическое взаимодействие Москвы и Скопье развивалось даже в условиях пандемии. Так за прошедший год товарооборот двух стран вырос на 19% по сравнению с 2019 г., составив $127 млн. Российский экспорт в Северную Македонию увеличился на 22,11% до уровня $33 млн, а импорт России из балканской республики вырос на 17,90% до уровня $94 млн. Таким образом доля Северной Македонии увеличилась как в российском экспорте (в 2020 г. – 130 место, в 2019 г. – 135 место), так и в импорте (в 2020 г. – 86 место, в 2019 г. – 90 место). Что касается структуры экспортно-импортных поставок, то Россия в основном продавала в Северную Македонию металлы и изделия из них – 83,20% от всего объема экспорта, продукцию химической промышленности – 5,77% и минеральные продукты – 4,54%, а покупала продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 56,14% от всего объема импорта, продукцию химической промышленности – 20,89%, машины, оборудование и транспортные средства – 12,46%.
В 2020 г. Северная Македония увеличила закупки российского газа, чему способствовал запуск морского газопровода «Турецкий поток» и его ответвления для стран Юго-Восточной Европы газопровода «Балканский поток». В прошлом году компания «Газпром» поставила стране 0,3 млрд куб. м газа, для сравнения Босния и Герцеговина получила 0,2 млрд куб. м, а Словения - 0,4 млрд куб. м. Активно на рынках Северной Македонии работают и другие российские гиганты нефтегазовой индустрии. Например, дочернее предприятие компании «ЛУКОЙЛ» - ООО «ЛУКОЙЛ Македония», осуществляет оптовую и розничную продажу нефтепродуктов. В настоящее время она эксплуатирует сеть из 31 АЗС и имеет в своем распоряжении 1 нефтебазу на территории страны. При этом примечательно, что компания не только занимается бизнесом, но и в рамках благотворительного проекта оказывает финансовую поддержку Македонской православной церкви.
Гуманитарное сотрудничество двух стран, к сожалению, находится не на должном уровне. В основном, все взаимодействие ограничивается проведением мемориальных мероприятий, связанных с событиями Первой и Второй Мировой войны. После вступления страны в НАТО в марте 2020 г. окно возможностей в гуманитарной сфере еще больше сузилось, поскольку западные партнеры теперь с особым рвением стараются не допустить укрепления российской «мягкой силы» в Северной Македонии. В связи с этим за прошедший год в северомакедонских СМИ стали более активно тиражироваться материалы, посвященные так называемой «российской угрозе», чему способствуют подобные дипломатические скандалы.
Как высылка российского дипломата повлияет на отношения Москвы и Скопье?
Очевидно, что высылка российского дипломата не сможет оказать существенного влияния на состояние российско-северомакедонских отношений. Серьезных противоречий на данный момент у двух стран практически нет за исключением недовольства России членством Северной Македонии в НАТО и настойчивым стремлением Скопье вступить в ЕС. В то же время реальных оснований у Северной Македонии обижаться за что-то на Россию нет. Безусловно, предыдущий премьер-министр страны Никола Груевский был в большей степени ориентирован на выстраивание конструктивного диалога с Москвой, нежели нынешний глава правительства Зоран Заев, зарекомендовавший себя как абсолютно прозападный политик. Тем не менее, если бы северомакедонское руководство хотело нанести сейчас серьезный удар по национальным интересам России, то оно бы, скорее, выбрало вариант с ограничениями для российских компаний, работающих в нефтегазовом и особенно металлургическом секторе, хотя это бы негативно сказалось на самой Северной Македонии.
Так что существенной трансформации двусторонних отношений в свете очередного дипломатического скандала ждать не стоит. Россия, конечно, ответит симметрично в соответствии со сложившейся в мировой дипломатии практикой, то есть поступит в точности так, как и обещает. Завышенных ожиданий у сторон в отношении друг друга уже нет, поэтому несмотря на определенное ухудшение атмосферы политического диалога, торгово-экономическое взаимодействие, скорее всего, будет развиваться без особых потрясений.
Евгений Коренев, кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского