Войти в почту

Низкий поклон вам, Солдаты Победы!

Помнить о каждом

Низкий поклон вам, Солдаты Победы!
© Новый Омск

В производственной семье Группы «ПРОДО» - свои герои! Ветераны, труженики тыла, вдовы, сироты войны, бывшие узники фашистских лагерей, живущие там, где расположены предприятия компании. Калачинск, Лузинское, Розовское, Калининское, Звездинское, Центрально-Любинское, Боголюбовское, Изюмовское, Шевченковское и Элитовское сельские поселения. Сто одиннадцать свидетелей и участников той страшной войны… Искренние поздравления и подарки в их адрес от предприятий Группы - многолетняя традиция.

Храни Вас Бог, Василий Михайлович!

По информации Совета ветеранов Лузинского сельского поселения, на фронт в Великую Отечественную войну отсюда ушли около шестисот человек. Более 150 погибли, 35 пропали без вести. До 76-летия Победы в Лузино дожил только один ветеран - Василий Михайлович Гайдалёнок. 11 декабря прошлого года Василий Михайлович отметил 100-летний юбилей.

На фронт 18-летний Гайдалёнок ушёл не из этих мест, родом ветеран из деревни Дразды Минской области Белорусской ССР. Там же окончил семилетку, затем Тулунское педагогическое училище. В октябре 1940-го был призван в ряды Советской армии, а меньше чем через год началась война.

Служил в наземной артиллерии, был командиром взвода 76-миллиметровой пушки. Участвовал в военных действиях на 2-м Дальневосточном фронте, в составе 12-й дивизии сражался с Японией. В звании «младший лейтенант» в августе 1946-го был уволен в запас. Почти шесть лет провёл Василий Гайдалёнок на войне. Всё это время ему везло - ни контузий, ни ранений. За боевые заслуги Василий Михайлович награждён орденом Великой Отечественной войны второй степени и медалью «За победу над Японией».

Василий Михайлович Гайдалёнок в декабре 2020 года отметил 100-летний юбилей

А после его ждал другой фронт - трудовой. Вместе с супругой, Надеждой Лаврентьевной, Гайдалёнок остался жить и работать в Омске. Трудился бетонщиком на Омском заводе сборного железобетона, затем на Кировском заводе, в строительном управлении, на заводе «Омскшина». В трудовой книжке Василия Михайловича на странице «сведения о поощрениях и наградах» нет пустых граф: благодарственные письма, почётные грамоты, премии, ценные подарки… В 1974 году за выполнение взятых социалистических обязательств и в честь Дня строителя Василию Михайловичу Гайдалёнку было присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

На пенсию фронтовик ушёл в 62 года, но «отдыхал» недолго - устроился сторожем в Ленинский РОВД. «Не смог долго без дела дома сидеть!» - улыбается он. Там наш герой проработал ещё 12 лет и ушёл на заслуженный отдых только в 76. Общий трудовой стаж Василия Гайдалёнка составил 55 лет! Из Омска в Лузино Василий Михайлович переехал десять лет назад - поближе к природе, подальше от городской суеты.

На трактор - с 12 лет

Труженица тыла Мавра Михайловна Михайлова в начале апреля отметила 90-летний юбилей. Ей было десять, когда началась война. Отец ушёл на фронт, мать с детьми мал мала меньше осталась в родном селе Саргатского района.

«Работали в то время все - и стар и млад, - рассказывает Мавра Михайлова. - Я на огороде траву полола, за скотиной ухаживала, а с 12 лет работала на тракторе».

Хорошо помнит, что мужских рук в селе катастрофически не хватало, даже за руль некому было сесть.

«Собрал нас, местную ребятню, бригадир, показал на трактор и говорит: «Ну, что, кто хочет поработать?» - улыбается Мавра Михайловна. - Я честно сказала: «Хочу, но боюсь». А он мне: «Не бойся, научу».

Мавра Михайловна Михайлова

Первые три круга проехали по полю вместе, а на четвёртый осталась она в кабине одна. «Ехала, конечно, вкривь и вкось, ещё и трактор заглох. Выхожу из кабины и реву в три ручья, что доверие не оправдала. А бригадир утешает: «Да не переживай ты так. У тебя обязательно всё получится».

И получилось! Так и работала девочка Мавра всю войну на тракторе. А после Победы, когда вернулся с фронта отец, выбрала профессию, к которой всегда лежала душа, стала дояркой. В Лузино семья перебралась в начале 80-х, когда Мавра Михаловна с мужем уже вырастили троих детей. На переезд решились непросто, но деревня в Саргатском районе постепенно приходила в упадок, все родственники оттуда разъехались, а Лузино росло и развивалось.

«Когда приехали, мне рабочее место только нянечкой в детском саду нашлось, - вспоминает наша героиня. - Одного дня хватило, чтобы понять - не моё это. Я с животными очень люблю возиться. По счастливой случайности устроилась работать на Чунаевский свинокомплекс».

Первая же смена стала для неё испытанием - опоросившаяся свиноматка задавила поросёнка. «Ох я и переживала, насилу успокоили! Хоть и самая старая я в бригаде была, шестой десяток тогда уже пошёл, но опыта-то у меня не было!»

Здесь, на Чунаевском комплексе, она проработала до пенсии. До сих пор со словами благодарности вспоминает тех, кто помог ей освоить профессию: «Сёстры Кондрашовы, Людмила Динер, мастер Пригода, - перечисляет Мавра Михайловна. - Дружный коллектив был, хороший».

За себя и за того парня

По архивным данным, за весь период Великой Отечественной войны Калачинский район отправил на фронт около 16 тысяч солдат, из них 5 тысяч навечно остались на полях сражений. У станков и на пашне ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики и дети. Клавдии Даниловне Тутыниной, старейшему ветерану калачинского мясокомбината, в сорок первом было всего 15. Этой хрупкой, тоненькой девочке пришлось взять на себя, казалось бы, непосильную ношу. Юная Клавдия работала… бойцом скота. Труд, с которым и мужчина-то не всякий справится.

Трудовой путь Клавдии Ивановны начался на мясокомбинате в городе Куйбышеве в августе 1941-го, куда она была направлена после окончания Омской школы фабрично-заводского ученичества мясной промышленности. Профессию получила вполне себе «девичью» - вязальщица колбасных изделий. Вот только в условиях военного времени необходимости в ней не было. А бойцы скота были нужны как воздух.

Клавдия Даниловна Тутынина

О той жизни Клавдия Даниловна вспоминает неохотно: «А что рассказывать? Работали много и тяжело».

На мясокомбинате в Куйбышеве, вдали от родного дома, Клавдия проработала три года. Здесь был тот же фронт, но только трудовой, и самовольно вернуться в родные пенаты было нельзя. Только в июне 1944-го её приняли на Калачинский убойный пункт - будущий мясокомбинат, и снова - бойцом скота. Трудились на грани человеческих возможностей по 10-12 часов, без света, в неотапливаемом цехе, выполняя вручную все тяжёлые операции. А было тем работникам всего-то лет по двадцать. Всех, кто вместе с ней ежедневно совершал трудовой подвиг, Клавдия Даниловна помнит поимённо: «Черепнин Саша, Балобанов Виктор - они были главными бойцами, - рассказывает она. - Много работали и на подсобном хозяйстве в «Золотом поле».

Война закончилась. Страна вставала из руин, расширялся и строился Калачинский мясокомбинат. Здесь появлялись новые, светлые и просторные цеха, и Клавдия Даниловна вернулась к той профессии, на которую училась. До самой пенсии работала в колбасном цехе, в целом на предприятии - ровно сорок лет. За многолетний добросовестный труд Клавдия Даниловна отмечена множеством наград. Бережно хранится в доме Тутыниных семейная реликвия - районная газета «Сибиряк» за 19 июля 1966 года, в которой опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. Этим решением высшего руководства страны за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по производству мясных и молочных продуктов и заслуги в развитии мясной промышленности Клавдия Даниловна Тутынина награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Информационная поддержка