«Золотой час»: медицинские вертолеты столицы приближают больницу к пациенту
Столичная городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций была признана лучшей в России по итогам 2018 года. Неотъемлемой и важнейшей частью этой системы является Московский авиационный центр. Специальный корреспондент «ВМ» подежурил вместе с экипажем и врачами МАЦ в ГКБ № 15 в Выхине, ознакомился с бытом авиамедицинской бригады и узнал об особенностях, тонкостях и нюансах работы парамедиков. Вертолетная площадка в 15-й городской больнице в Выхине встречает нас чистым бетоном, хотя вокруг — холмы свежего снега после вчерашнего снегопада. Техник аэродромной службы Александр на дежурстве с 9 утра, он успел все убрать новеньким желтым снегоуборщиком. Сводная бригада авиамедицинской помощи составлена из сотрудников двух столичных департаментов. Пилоты и врач — анестезиолог-реаниматолог, он же врач-спасатель, являются сотрудниками Московского авиационного центра столичного Департамента гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, а врачи-реаниматологи с фельдшерами работают в ГБУЗ «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи» (НПЦ ЭМП) Департамента здравоохранения. Несмотря на сложное бюрократическое подчинение, бригады отлично слетаны и сработаны. По-другому и быть не может, здесь все — и врачи, и летчики — с огромным опытом. Подлетное время от Выхина до Митина (что значит пролететь над всем городом наискось) — семь минут. От Выхина до края Новой Москвы, например, поселения Роговское — пятнадцать минут. Это скорая помощь будущего, которая действует в Москве уже сегодня. Бригада успевает за 20 положенных по инструкции минут забрать пострадавшего или больного. Кое-кто из горожан считает, что вертолеты Московского авиационного центра (МАЦ) летают только к чиновникам (еще вариант — только за деньги). Это совсем не так: решает, вызвать ли винтокрылую машину или обойтись наземной, только врач! И главную роль играют два фактора: время и расстояние до профильной клиники. Ну еще и метеоусловия — из соображений безопасности легкие вертолеты не летают при плохой видимости, сильном ветре и сплошных осадках. К слову, именно из-за недавних снегопадов этот репортаж пришлось переносить с одного дня на другой. — На место происшествия направляется вертолетом врач ЦЭМП, который входит в штаб ликвидации ЧС (чрезвычайной ситуацией считается происшествие с тремя и более пострадавшими. — «ВМ») для управления медицинской ситуацией, — поясняет старший врач авиамедицинской бригады Павел Бобылев. — Я не только оказываю помощь пострадавшим, но и провожу сортировку, кого в какую больницу направить, сколько нужно медицинских сил, с какой стороны они подъедут к месту и куда потом уедут. Старший врач извещает стационары, чтобы они готовились принимать пострадавших. Я остаюсь в штабе, экипаж улетает без меня. Вторая функция авиабригады — медицинская эвакуация и госпитализация пострадавших. Не в любой стационар, а в профильный, соответствующий травме или заболеванию. Существует схема работы медиков во время первого часа с момента происшествия. Профессионалы, кстати, называют его «золотым». За это время можно не только оказать помощь пострадавшему, успев доставить его в больницу, но и практически гарантированно сохранить ему здоровье, вернув к полноценной жизни. В течение 20 минут на вызов приезжает скорая. Врач сразу вызывает вертолет. Пока он летит, врачи скорой работают: первичный осмотр пострадавшего, инфузия, фиксация. К 40-й минуте его заносят в еврокоптер ВК-117, подключают к аппаратуре поддержания жизни и до истечения часа человек оказывается в реанимации профильного стационара. Мастера «золотого часа» Смена у медиков ЦЭМП длится сутки, в МАЦ — 12 часов. Вертолет стоит у больницы в течение 10 часов. Так что к прилету красно-белого ВК-117С врачи ЦЭМП уже успели съездить на два вызова поблизости. Для этого у бригады есть два (основной и подменный) микроавтобуса «Форд» со всем положенным оборудованием. — На Заводской столкнулись автобус и машина, но там обошлись без нас, — говорит вернувшийся на машине скорой Павел Бобылев. — Второй вызов — женщина с подозрением на инфаркт. Ее уже отвезли в стационар. Еврокоптер МАЦ садится на площадку в Выхине в 11 утра. За 15 минут до этого диспетчер получает уведомление с аэродрома Остафьево о вылете. Анеморумбометр — это измерительный прибор, предназначенный для оценки направления и скорости ветра исходя из величины давления воздушного потока на его подвижную часть. Его красно-белый «колпак», который в авиации называют «колдуном», показывает легкий ветер у земли. Вертолет приземляется под гул винта, подняв пургу вокруг площадки. Оказывается, даже мусорную урну у будки диспетчера делают закрытой из-за шквала, который поднимает винт. Сегодня дежурят командир (КВС) Владимир Волков, второй пилот Николай Лачин и врач-реаниматолог МАЦ Владимир Никольский. На земле их встретили врач Бобылев и фельдшер Алексей Кузнецов, могучий парень, типичный русский богатырь с окладистой бородой. Медики занесли и разместили в вертолете оранжевую «укладку общего профиля», алую сумку с реанимационным набором для тяжелораненых и синюю с кислородным баллоном. Вообще-то все медицинское снаряжение уже есть на борту, так что медики заносят второй комплект. Кстати, у медиков есть примета: если снаряжение занесли в вертолет в начале дежурства, то вызовов не будет. — Пока пилот запускает вертолет, а штурман считывает курс, я должен согласовать условия полета, дать информацию экипажу, а при взлете — еще и направление и скорость ветра, — поясняет диспетчер. — Летают наши вертолеты обычно на 150 метрах над землей. При возвращении снова выдаю информацию. На бывшего штурмана Военно-воздушных сил Вадима Зиновьева возложена ответственная задача: когда вертолет взлетает, он должен согласовать маршрут до места со всеми службами, отвечающими за безопасность Москвы и первых лиц государства. Это — особенность столицы, полеты над которой для малой авиации очень затруднены. А дежурство наше завершилось спокойно. В этот день, на счастье, никаких ЧП в зоне ответственности авиабригады не произошло. СПРАВКА Только в прошлом году вертолетчики МАЦ доставили в больницы 526 пострадавших с пожаров и автомобильных аварий. На 14 февраля вертолеты МАЦ перевезли 34 больных уже с начала года. МАЦ состоит из двух эскадрилий: пожарной и медицинской. В состав центра входят также пожарные вертолеты Ка-32А, чья основная задача — заливать сверху сложные пожары. В 2018-м вертолеты МАЦ участвовали в тушении 4 крупных пожаров, сбросив в огонь 525 тонн воды. Также в уходящем году было совершено 400 вылетов на пожарную и паводковую разведку. Сейчас в НАО площадок уже шесть (за полгода), всего в Новой Москве — 21 хорошо изученная вертолетчиками посадочная площадка. Внутри МКАД, напомним, у МАЦ есть 5 оборудованных площадок внутри больниц. Одна на МКАД. КСТАТИ На всю Москву сотрудников НПЦ ЭМП чуть больше трехсот. И большая часть — водители реанимобилей. Около сорока врачей, такое же число фельдшеров экстренной помощи — всего 12 бригад, по одной на округ. Далеко не каждый из них прошел обучение и сдал экзамены на то, чтобы летать на вертолете вместе с авиамедицинской бригадой. Летают всего две (!) бригады врачей центра. Остальные вакансии в «крылатой медицине» закрывают собственные врачи и фельдшеры Московского авиационного центра.