30 августа пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев» завершил подготовку к уходу в сухой док для прохождения техосмотра, нужного раз в пять лет. Корреспондент «ВМ» убедился, что это делается ради выполнения инструкций: машины и водометы уникального судна в норме, и пожарной безопасности Москвы со стороны реки вряд ли что-то грозит. В «сухой док» пожарный корабль отправится во второй раз в своей корабельной жизни. Кстати, совсем еще недолгой: на защиту кораблей и берегов Москвы-реки от пожаров он встал в 2010 году. — Корабль еще не стоял в боевом расчете, а уже «сдал экзамен» на профпригодность, — вспоминает командир дежурной смены (замкапитана. — «ВМ») Николай Мусатов. — Загорелся дебаркадер на реке, а все гидранты оказались со стороны зданий, напротив набережной. Перекрыть движение и подтянуть пожарные рукава через дорогу тогда не смогли. Ребята подошли на судне с реки, сбили весь открытый огонь. Это было 30 апреля, а приказ встать в боевой расчет имелся с 1 мая 2010 года. Главная задача судна, входящего в боевой расчет ГКУ «Пожарно-спасательный центр» Департамента ГОЧС и ПБ Москвы, — тушить крупные пожары на воде и вблизи (до полукилометра. — «ВМ») акватории Москвы-реки. Для этого на вооружении есть три лафетных ствола мощностью по сто литров в секунду каждый, чем-то отдаленно похожие на артиллерийские орудия. Бьет их струя на сотню метров. Кстати, 9 сентября у столичного ГКУ «ПСЦ» юбилей — десять лет. Дежурство круглые сутки несут восемь человек: трое специалистов и пятеро пожарных. Экипаж «Полковника Чернышева» поделен на пять смен, одной из них командует капитан, остальными — сменные помощники. Со времени ввода в боевой расчет судно принимало участие в тушении 30 крупных пожаров, дважды спасало от затопления речные корабли. Но, как отмечают и корабельные специалисты, и пожарные, их главная функция — вспомогательная. И здесь большую роль играет то, что «Чернышев» — ледокол, лед до 10 сантиметров он проходит сам. Длина речного спасателя 31,5 метра, ширина шесть, осадка — полтора. Скорость хода 15 узлов. Но спецы напомнили: всегда надо учитывать, что в Московской водной системе есть шлюзы — к месту пожара бывает нелегко подойти. Движение оживленное: чуть не каждую минуту нас качает волна от проходящих барж или прогулочных корабликов. Экипаж судна гордится тем, что оно может оказывать существенную, практически неоценимую помощь в любой спасательной или чрезвычайной ситуации. Дизель-генератор корабля вырабатывает столько энергии, что от него можно запитать школу или детский сад на время, пока городские службы будут восстанавливать электролинии. «Чернышев» также умеет бороться с разливами бензина и масел. На корабле есть 4-местная рабочая шлюпка, гидравлический кранбалка, роллы для постановки бонов, 100 метров этих легких заграждений, а также нефтесборное оборудование. И место для обеспечения работы трех водолазов, включая компрессорную и площадку спуска-подъема. Но особая гордость — восемь выходов-магистралей по 150 мм в диаметре, которые позволяют напрямую перекачивать из Москвы-реки в чрево пожара 320 литров воды в секунду. В этом случае кают-компания судна часто выступает штабом тушения. На «Чернышева» часто ложится задача «проливки»: после окончания активного тушения корабль «вымачивает» всю зону пожара. Вот тут-то экипажу и приходится тяжко трудиться: на тушении Бадаевского пивзавода работали 23 часа, на зоне ЗИЛ — около полутора суток. «Полковник Чернышев» дежурит на Москве-реке и Канале имени Москвы в пределах МКАД. Но речники готовы и ждут возможности поработать в водной системе Новой Москвы, лишь бы позволяли глубины. СПРАВКА «Полковник Чернышев» назван в честь Героя России, главного пожарного столицы Евгения Чернышева. Офицер МЧС погиб на пожаре в 2010 году. Сегодня, 31 августа, ему исполнилось бы 55 лет.