Конь с дюжиной ног уносил всадников на великую битву
Археологи обнаружили новые следы Великого пожара 1737 года. Воссоздать масштаб трагедии позволяют печные изразцы, найденные во время раскопок на Волхонке. Об этом 6 августа сообщили «ВМ». Печь, украшенная изразцами, находилась в доме, который, скорее всего, сгорел во время одного из самых серьезных в истории столицы пожаров — Троицкого. Тогда, почти три века назад, огнем было уничтожено более 12 тысяч зданий. Среди них — монастыри, церкви, дворы, каменные и деревянные городские постройки. По всей видимости, не обошел Троицкий пожар и район Ивановской горки, что подтвердилось во время изучения археологических находок 2018 года. Как рассказал генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин, изображения на изразцах характерны для того времени. На них можно увидеть растительный, геометрический и геральдический орнаменты. Практически на всех фрагментах заметны следы воздействия огня. — Сложив изразцы, можно представить, какими были тогда печи, — говорит Константин Воронин, показывая эскиз. На нем изображена изящная печь, где каждый элемент — отдельно взятое произведение искусства. К примеру, можно рассмотреть батальные сцены. Рыцари на лошадях идут в наступление. Не обходилось, правда, в подобных историях без казусов. На одном таком фрагменте воины едут на одном коне, у которого мы насчитали дюжину ног. — Сохранились и изображения города, с башнями, укреплениями, крепостями. Это традиционные сюжеты для богатых интерьеров того времени, — продолжает глава «Столичного археологического бюро». Вопреки надеждам, сложить все сюжеты печных изразцов в единый рассказ не получилось бы. Горожане XVIII века не планировали оставлять такие предания или повествования на печах. Но красоте интерьеров уделяли внимание. Зато интересным представлялся сам процесс изготовления печных изразцов. В квадратные клейма закладывалась глина, она застывала, образец доставали и устанавливали вместе с другими элементами на печи. Могли во время работ сделать не зеркальное изображение, а прямое. Картинка тогда на готовой детали получалась как бы перевернутой. Однако такая оплошность мало кого смущала. Увидеть ошибку можно было только при наличии надписи на изразце — прочесть без зеркала ее будет невозможно. — Оригинальными можно назвать и орнаменты на изразцах, — продолжает Константин Воронин. — Мы нашли изображения грифонов, львов и двуглавых орлов. Мода на украшение печей пошла с XVI века. Позаимствовали ее из европейских домов. В Москву первые белоглиняные изразцы привозили как раз из зарубежья. До XVIII века изразцы соединяли перемычками, на которых тоже были нанесены витиеватые узоры. — Позже изразцы стали укладывать в шахматном порядке, — рассказывает глава архбюро. Все четыре сюжета, швыперемычки и орнаменты археологам еще предстоит изучить. Затем эти артефакты опишут в научных трудах, их выставят в Музее Москвы.