Железнодорожная катастрофа в Арзамасе в 1988 году. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 июня 1988 года, 30 лет назад, при подъезде к железнодорожной станции Арзамас-1 (город Арзамас, Горьковская область, РСФСР, ныне - Нижегородская область, РФ) произошла детонация вагонов со взрывчатыми веществами. В результате погиб 91 человек, еще 744 человека были ранены. Как произошла катастрофа Утром 4 июня 1988 года грузовой поезд №3115 из 54 вагонов, следовавший с оборонного завода им. Я. М. Свердлова (город Дзержинск), подошел к 232-му км перегона Соловейка - Арзамас-1 Горьковской железной дороги. В вагонах находились промышленные взрывчатые вещества, предназначенные для горных предприятий СССР (по другим данным - для одной из воинских частей). В 09:32 мск на удалении 324 м от здания вокзала Арзамас-1 произошла детонация следовавших сразу за тепловозом трех вагонов со 117,6 т взрывчатки общей мощностью 0,15 кт. На месте взрывов образовались две воронки - одна глубиной 4,5 и диаметром 76 м, другая глубиной 3,5 м и диаметром 26 м. В зону разрушения попали 1 тыс. 94 жилых дома (в основном индивидуальной застройки; 44 дома были разрушены полностью) и 160 промышленно-хозяйственных объектов. Было повреждено 250 м железнодорожного полотна, линии электропередачи, газопровод, пострадали здание вокзала, две больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. Всего в результате взрывов погиб 91 человек (в т. ч. 14 детей), еще 744 человека получили ранения. Пострадали 1 тыс. 502 семьи, из них 823 остались без крова. Ликвидация последствий взрывов Для координации работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации был создан областной штаб гражданской обороны. Из зоны поражения были эвакуированы 3 тыс. 950 человек. В тушении возникших пожаров участвовали около 500 человек. Пожарные расчеты отсекли огненную стену от близлежащей нефтебазы. Энергетическое хозяйство в зоне ЧС удалось восстановить за сутки, водоснабжение и канализацию - в течение трех суток, газификацию - в недельный срок. Решением проблем ликвидации последствий катастрофы и расследованием ее причин занимались правительственная комиссия под председательством заместителя председателя Совета министров СССР Геннадия Ведерникова, а также соответствующие комиссии Горьковской области и города Арзамаса. Общий материальный ущерб от катастрофы составил 110 млн рублей в ценах 1988 года. К ноябрю 1988 года для более чем 800 семей, которые лишились жилья, в Арзамасе были возведены два новых микрорайона общей жилой площадью 376 тыс. кв. м, включавшие в себя девять пяти- и девятиэтажных домов, а также 150 сборных щитовых домиков с коммунальными удобствами. В строительстве жилья участвовали тысячи добровольцев из разных регионов СССР, а также военнослужащие-строители Московского военного округа. Установление причин ЧС Эксперты правительственной комиссии работали на месте происшествия до 1 ноября 1988 года. Следственные действия также вели органы Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности СССР. В числе рассматривавшихся версий назывались нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, самопроизволный взрыв, неисправность проходившего под железнодорожными путями газопровода, террористический акт или диверсия со стороны зарубежных спецслужб с целью нагнетания нестабильности в СССР. Однако о точном установлении причины взрыва и предъявлении обвинений каким-либо лицам официально не сообщалось. Согласно публикациям СМИ, результаты расследований засекречены. Награды ликвидаторам 4 ноября 1988 года ряд сотрудников милиции и внутренней службы (пожарных) были удостоены правительственных наград за мужество и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации последствий взрывов на станции Арзамас-1. Орденом Красной Звезды были награждены Шамиль Айдагулов, Вячеслав Соловьев, Иван Тюмин и Вячеслав Храбалов - они первыми начали борьбу с огнем, организовали помощь пострадавшим и начали налаживать восстановительные работы. Медали "За отвагу" были удостоены Сергей Гагарин, Николай Гречко, Вячеслав Савенко и Николай Семиренко. Увековечение памяти Близ места взрыва на ул Ведерникова возведена часовня. Там же установлены мемориальные плиты с именами погибших и скульптурная композиция, которая состоит из искореженных рельсов и фрагментов вагонов, разбросанных взрывной волной, а также циферблата со стрелками, застывшими на отметке 09:32. Ежегодно 4 июня в Арзамасе проводятся траурные мероприятия в память о жертвах катастрофы 1988 году.

Железнодорожная катастрофа в Арзамасе в 1988 году. Досье
© ТАСС