Как Европа ужесточит проверки «грязных» денег

Новые меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма готовит Европа. В разгар пандемии Еврокомиссия обнародовала соответствующий план действий. Он предполагает усиление и централизацию контроля за действиями стран Евросоюза. Состоятельным россиянам, имеющим там счета, грозят дополнительные проверки и даже заморозка средств. Новые правила работы в ЕС Еврокомиссия перечислила шесть пунктов своего нового плана. Первый состоит в том, чтобы усилить контроль над тем, насколько эффективно государства-члены ЕС внедряют и применяют общие правила по борьбе с отмыванием денег. Для этого Европейское банковское управление (EBA) получит новые полномочия. К началу 2021 года Еврокомиссия обещает представить широкой публике новые правила по борьбе с отмыванием денег. Они должны исключить расхождения в толковании общих правил, которыми часто пользуются злоумышленники. Кроме того, к этому сроку Еврокомиссия учредит должность надзирателя на уровне Евросоюза – в настоящее время соблюдение общих правил каждая страна контролирует самостоятельно. Также будет усовершенствовано взаимодействие между органами финансовых разведок в странах ЕС. Полиция и суды этих стран тоже должны наладить сотрудничество и обмен информацией. И, главное, ЕС скорректирует свой подход к работе с третьими странами, в которых наблюдается низкий уровень борьбы с отмыванием денежных средств. Все это должно помочь ЕС задать глобальный стандарт на мировой арене. Проблемные страны К слову, Россия к таким проблемным странам не относится. С точки зрения ЕС это Афганистан, Багамы, Барбадос, Камбоджа, Иран, Ирак, Ямайка, Монголия, Мьянма, Северная Корея, Пакистан, Панама, Сирия, Зимбабве и другие. Причин для усиления контроля за отмыванием денег у ЕС несколько, считает партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. Первая – это выход Великобритании из ЕС, которая всегда была противовесом централизации. Вторая – негативный опыт включения обязательств внутри стран-участников. В частности, во время внедрения Четвертой антиотмывочной Директивы, которая вводила реестр бенефициаров. «Она должна была заработать еще три года назад, но повсеместно этого так и не случилось, что дает негативный прогноз по внедрению Пятой антиотмывочной директивы, фокусирующейся на криптовалюте и раскрытии бенефициаров трастов и фондов», – поясняет Вахитов. Третья причина лежит в противоречиях между участниками ЕС и ослаблении контроля на национальном уровне из-за обрушившейся на Европу пандемии. Это чревато проникновением криминальных группировок и их средств в ЕС. «Наконец, неготовность Евросоюза к пандемии коронавируса и серьезные репутационные, экономические и политические противоречия (жесткое противостояние северных и южных стран по вопросам выпуска корона-облигаций) поставили перед ЕС резонный вопрос: а что было бы, если бы эпидемия сопровождалась сознательной дестабилизацией ситуации внешними или криминальными кругами?» – отмечает Вахитов. По данным Европола за период с 2013 по 2014 год, обнародованным в 2017 году, 38% отчетов о подозрительных операциях касались использования денежных средств и только 1% – финансирования терроризма. Разбивка по правонарушениям показывает, что в 39% случаев речь шла о налоговом мошенничестве, в 30% – о мошенничестве и в 15% – о незаконном обороте наркотиков. С каждым годом количество отчетов о подозрительных операциях растет, иногда в несколько раз. Так, в Финляндии число отчетов за три года выросло в 9 раз: с тысячи в 2015 году до 9 тысяч в 2018-м. В Швеции с примерно 10 тысяч отчетов в 2016 году до 19 тысяч отчетов в 2018 году. Как новое регулирование скажется на россиянах Основное внимание европейского регулятора направлено на транзитные страны, которые используются для сквозного движения капитала: Люксембург, Мальта, Кипр, Нидерланды, перечисляет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Россия не входит в этот список, но к российским гражданам все равно могут возникнуть вопросы. Особенно это актуально для состоятельных россиян. Любые расчеты в евро для них будут нести риски проверок и даже замораживания средств при возникновении любых подозрений о происхождении капитала, предупреждает Захаров. «Кроме того, новое регулирование затронет транснациональные группы, которые используют для расчетов финансовую систему Евросоюза и транзитные юрисдикции. Теперь при появлении претензий в одной стране, они автоматически будут транслироваться другим государствам ЕС. В группе риска – финансовые услуги и страхование», – поясняет он. Новая директива направлена на усиление контроля, информационного обмена и сотрудничество внутри ЕС. Вряд ли это существенно затронет какой-то из секторов российской экономики: в целом, российский бизнес соблюдает необходимое европейское регулирование, считает Рустам Вахитов. Однако важно не просто продолжать вести прозрачный бизнес, но и готовиться к ужесточению регулирования во всех отношениях, заключает он.