Кремль потратил 57 рублей на рекламу в Facebook с целью повлиять на референдум о Brexit
Социальная сеть Facebook в ответ на запрос британской избирательной комиссии о возможном вмешательстве России в референдум о выходе Великобритании из Евросоюза летом 2016 года сообщила, что РФ потратила на рекламную кампанию, направленную на поддержку Brexit, всего 97 центов (57 рублей). Как пишет The Telegraph , одно из агентств, занимающееся исследованием интернета и связанное с Кремлем, оплатило размещение трех рекламных записей, которые демонстрировались в соцсети всего 200 раз на протяжении двух месяцев. При этом в Facebook пояснили, что реклама не была нацелена непосредственно на то, чтобы повлиять на исход референдума, а касалась лишь иммиграционной политики Великобритании. Именно на эти цели агентством и были потрачены 97 центов для показа рекламы на британскую аудиторию в соцсети. В октябре стало известно о том, что британский парламент запросил у Facebook данные о возможном вмешательстве России в Brexit, а также о досрочных парламентских выборах в 2017 году. Запрос основателю соцсети Марку Цукербергу направил глава парламентского комитета по цифровым технологиям, культуре, медиа и спорту Демиан Коллинз. Еще тогда представитель Facebook в Великобритании Саймон Милнер заявил, что компания намерена поддерживать расследование властей США и Британии по вопросу фейковых новостей. Британские парламентарии начали расследование по поводу распространения фальшивых новостей в начале года. После того как досрочные парламентские выборы назначили на июнь 2017 года, процесс был временно приостановлен. Затем изучение влияния фейковых новостей на общественное сознание возобновилось. Вероятное вмешательство России в Brexit не исключалось и в докладе комитета по вопросам госуправления и конституционным вопросам парламента Британии, о котором сообщалось в апреле. Депутат-лейборист Бен Брэдшоу в декабре 2016 года, выступая в парламенте, предположил , что Россия вмешивалась в референдум о выходе Великобритании из Евросоюза. Впрочем, он признавал, что доказательств этого нет. В октябре 2017-го депутат призвал британское правительство расследовать подозрения о вмешательстве РФ в Brexit. Он также потребовал предоставить гарантии того, что "все ресурсы, потраченные на кампанию референдума, поступили из приемлемых источников". В Кремле дали понять, что информация о финансовой поддержке Brexit со стороны России абсурдна. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать журналистам "то, чего не было". В середине ноября премьер-министр Британии Тереза Мэй заявила , что британские власти серьезно относятся к вопросу "российского вмешательства в избирательный процесс или в демократические процессы в какой-либо стране". Она обвинила Россию во вмешательстве во внутренние дела других стран с помощью "фейковых новостей" и атак хакеров. В сентябре в Facebook заявили , что связанные с Россией аккаунты в течение двух лет покупали политическую рекламу, в том числе перед президентскими выборами в США 2016 года. Отмечалось, что на эти цели было потрачено около 100 тысяч долларов. В Facebook заявляли, что размещенную Россией политическую рекламу увидели в США 10 млн человек. Тогда же руководство Facebook передало сведения о продаже рекламы спецпрокурору США Роберту Мюллеру, возглавляющему расследование возможных связей между Москвой и членами предвыборного штаба президента Дональда Трампа.