Автоперевозчики востока Европы сомневаются в идеях западных конкурентов
ТАЛЛИНН, 7 апр — Sputnik, Алексей Тоом. Неавтономные автоматизированные грузовые фуры в ближайшие годы могут стать обыденностью для европейских шоссейных дорог, оставив без работы сотни профессиональных водителей. В конце мая Еврокомиссия опубликует стратегический план развития транспортного сектора ЕС, в котором такие конвои будут, вероятно, названы приоритетным направлением. Эстонские автоперевозчики сомневаются в эффективности этого новшества. Суть идеи заключается в том, что водитель сидит за рулем лишь первой в конвое фуры, а следующие за ним 1-5 других машин подчиняются командам лидера и собственных автопилотов. Чтобы такая связка надежно работала, позволяя доставлять грузы по европейским шоссе дешевле и быстрее, чем привычные большегрузные автомобили, необходима, естественно, единая для всего ЕС система контроля движения полуавтоматических конвоев. И в каждой стране ЕС, разрешившей пересечение ее границ такими караванами, должен быть создан контактный центр. Подписав на недавнем саммите в Риме соответствующий договор, на это согласились все государства союза, включая и Эстонию. Хорошо с политической точки зрения Испытания систем, позволяющих выпустить на шоссе большегрузные автомашины без водителей, идут, в частности в Германии, не первый год, вызывая повышенный интерес транспортных компаний. На состоявшейся в эти дни в Брюсселе конференции по проблемам автоматизированных машин комиссар ЕС по вопросам исследований, науки и инноваций Карлос Моэдас сказал, что в скором времени обладание роботизированным автомобилем станет таким же обычным делом, как владение лошадью. Не сказать чтобы, допустим, в Эстонии приобретение коня или даже пони в личную собственность было бы таким уж рядовым событием, но мысль комиссара в целом понятна. Еврокомиссия считает, что к 2025 году неавтономных транспортных конвоев в Европе станет много и начнут появляться полностью автономные фуры, управляемые оператором на расстоянии или же вовсе не управляемые человеком, а подчиняющиеся компьютерной программе. Высокая коммерческая отдача этого общеевропейского проекта привлекает частных инвесторов в Западной Европе и потому обещает ей удачу. Брюссель напоминает, что успех этот возможен только при условии сохранения на прежних принципах общеевропейского правового пространства, то есть при условии единства всех государств союза. Генеральный секретарь Ассоциации эстонских международных автоперевозчиков Тойво Кульдкепп с одобрением относится ко всем прогрессивным техническим новшествам в транспорте. В то же время он сомневается в том, что транспортная инфраструктура Эстонии готова принять автоматизированные караваны грузовых фур. Кульдкепп не информирован о планах ЕС активно развивать это направление автоперевозок, но осведомлен об испытаниях таких систем в Германии, где на нескольких автобанах и на ограниченных отрезках дорог проводились пилотные "прогоны" беспилотных конвоев. В условиях эстонских дорог, как считает Кульдкепп, такой караван может состоять максимум из двух машин. Нельзя жертвовать оперативностью доставки Известный эстонский предприниматель, глава крупной транспортной компании Юрий Шеховцов считает, что идея широкого внедрения неавтономных, а затем и полностью "беспилотных" конвоев может быть всего лишь еще одной составляющей в планах немецких и французских транспортников "выдавить" из Западной Европы конкурирующие фирмы с востока континента. Немцы, а за ними и французы, а также страны Бенилюкса вводят все новые требования к автотранспортным фирмам Восточной Европы, вынуждая их нести дополнительные финансовые расходы, жертвовать оперативностью доставки грузов и таким образом снижать конкурентоспособность. Юрий Шеховцов называет идею автоматизированных конвоев бессмысленной и лишенной какого-либо практического применения в условиях реального бизнеса. Возможно, такие караваны могут найти применение в Германии или Франции с их высококачественными шоссе и крупными промышленными предприятиями, между которыми автоматические автопоезда и будут курсировать, говорит Юрий Шеховцов. Но трудно себе представить, как такой конвой можно использовать в условиях интенсивного движения на перегруженных транспортом немецких дорогах (Германия — центральная "развязка" грузовых автоперевозок Европы) или для оперативной доставки небольших партий товара, скажем, из Польши в Испанию или из Италии в Великобританию.