Почему ЕС так и не стал эффективной наднациональной организацией

7 февраля 1992 года 12 государств Старого Света подписали в Нидерландах Маастрихтский договор, который стал правовой основой для создания Евросоюза. Политики ставили перед собой амбициозные задачи. Однако результаты 25-летнего существования ЕС крайне противоречивы. Интеграционные успехи обернулись для наднациональной структуры множеством проблем как в области экономики, так и в сфере обороноспособности и безопасности. О причинах краха большинства надежд и перспективах ЕС — в материале RT. События последних лет значительно остудили интеграционный пыл евробюрократов и национальных ультралиберальных элит. Причиной тому стали объективные проблемы, которые появились после создания единого рынка и стирания государственных границ. То, что европейцы однозначно воспринимали как благо, оказалось палкой о двух концах. Существование Евросоюза вскрыло дремавшие политические разногласия и остро поставило вопрос безопасности. Интеграционная лихорадка Первоначально идея интеграции в Европе сводилась к извлечению коммерческой выгоды. С окончанием Второй мировой войны разрушенные экономики нуждались в инвестициях, тесном торгово-экономическом сотрудничестве и производственной кооперации. В 1951 году появляется Европейская ассоциация угля и стали, участниками которой стали Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В 1957 году возникло Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), а в 1968 году в Западной Европе исчезли таможенные границы. Шесть государств договорились играть по единым правилам и углублять интеграцию. В 1973 году к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981-м — Греция, в 1986-м — Испания и Португалия, в 1995-м — Австрия, Финляндия и Швеция. Наиболее спорным этапом расширения стало включение в состав ЕС восточноевропейских республик, которые не дотягивали до уровня экономического развития даже отстающих членов в лице Греции и Португалии. Тем не менее в 2004 году в ЕС были приняты Польша, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр и Мальта, в 2007-м — Болгария и Румыния. Из единого экономического пространства Евросоюз превратился в лоскутное наднациональное образование. Политологи склоняются к мысли, что интеграционная лихорадка была вызвана в большей степени политическими причинами. Брюссель стремился создать некое подобие супергосударства. При этом Восточной Европе отводилась роль источника сырья и дешёвой рабочей силы для процветающих западных «провинций». Такую версию подтверждают множество фактов. В частности, это чудовищная убыль работоспособного мужского населения в прибалтийских республиках (до одной трети) и прогрессирующая проблема бедности в Румынии и Болгарии. Интеграция в ЕС нанесла сокрушительный удар по производственному сектору бывших социалистических государств, а банковская система перешла под контроль западноевропейских финансовых учреждений (главным образом немецких). Буксующая экономика Однако амбиции развитых государств, в том числе Германии, обернулись для них головной болью. В 2008-2009 годах обвалившийся фондовый рынок США потянул вниз экономику еврозоны. В 2010-м, набрав кредитов, Западная Европа была вынуждена заниматься решением греческого кризиса. Reuters Экономические проблемы Афин ярко продемонстрировали обратную сторону включения в ЕС слабо развитых стран. В конце 2009 года выяснилось, что правительство Греции скрывало реальную ситуацию в экономике (в частности, годовой дефицит бюджета). Липовая официальная статистика, которая соответствовала стандартам ЕС, помогала властям привлекать кредиты зарубежных банков. В результате сложнейших переговоров Германия ради сохранения единства Европы согласилась стать основным донором греческой экономики, проблемы которой не решены до сих пор. Сегодня в экономической повестке дня ЕС — долговые вопросы. Согласно Маастрихтскому акту, государственный долг члена Евросоюза должен быть менее 60% ВВП. По состоянию на 2016 год этому показателю не соответствуют даже столпы Евросоюза — Германия (около 70%) и Франция (почти 100%). У многострадальной Греции уровень госдолга к ВВП составляет более 170%. Накопление долгов отчасти вызвано необходимостью соответствовать другому требованию Маастрихтского договора — дефицит бюджета не должен превышать 3%. Как указывают эксперты, в погоне за этим показателем государства стремятся закрыть бреши в госказне за счёт займов, подтасовки статистики под евростандарты и в итоге рискуют угодить в финансовую яму по примеру Греции. Кроме того, в ЕС с трудом продвигается процесс внедрения единой валюты — евро. В еврозону не входят 9 государств: Великобритания, Дания, Швеция отстояли право на национальную валюту, а Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия и Хорватия по-прежнему не адаптировали свои валютно-финансовые системы. За 25 лет существования ЕС потерял динамику, и теперь его лидеры раздумывают над тем, как не допустить коллапса финансовой системы, нивелировать проблему долгов, хоть немного подтянуть отстающие регионы и сохранить единство после объявленного Великобританией решения о выходе. Reuters Открытые границы Несмотря на множество проблем, Евросоюз считается самым развитым в мире наднациональным формированием. За 70 лет пути таможенный союз шести государств превратился в международную организацию, объединяющую 28 стран-членов, включая Великобританию. В 1990-е годы экономическая интеграция перешла в стадию политической. Вопреки прогнозам футуристов, ЕС не стал федерацией национальных государств, однако организация обладает рядом соответствующих признаков. Структура институтов Евросоюза напоминает конституционное устройство демократического государства. Законодательная ветвь власти состоит из Совета ЕС и Европарламента, исполнительная — из Еврокомиссии, судебная — из Суда Европейского союза. Независимыми органами власти являются Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Практически на всём пространстве ЕС действует Шенгенская зона, которая фактически отменяет государственные границы и пограничный контроль. Европейцы, оставшись соседями, привыкли беспрепятственно ездить друг другу в гости. Однако благополучную с виду картину дружной «европейской семьи» омрачили несколько трагедий, связанных с деятельностью террористического интернационала. Экстремисты стали пользоваться бесконтрольным трансграничным передвижением и неподготовленностью спецслужб к новым вызовам. Прокатившиеся по европейским городам теракты продемонстрировали беззащитность ЕС из-за отсталой системы безопасности. Единая Европа оказалась не в состоянии сдержать наплыв мигрантов в 2015 году и установить контроль над радикально настроенными «гостями», прибывшими на континент вместе с беженцами. Кроме того, последние 10 лет прошли для Старого Света под знаменем краха политики мультикультурализма и мучительного поиска альтернативы в рамках доминанты «демократических ценностей» и прав человека. Reuters Закат Европы Светско-христианская цивилизация не «переварила» мусульманское меньшинство. Западная Европа не смогла устранить проблему социальной адаптации потомков переселенцев, прибывших из Северной Африки и Азии в 1960-е, 1970-е годы. Молодые европейские граждане составляют социальное дно и не желают жить по законам своего государства. В Западной Европе появились неподконтрольные властям гетто, ставшие оплотом распространения салафизма — популярного фундаменталистского течения в современном исламе. По приблизительным данным, салафитское подполье Германии и Франции насчитывает около 15-20 тысяч человек. Исламисты рассматриваются спецслужбами как потенциальные террористы. Несколько сотен граждан благополучных европейских стран отправились воевать на Ближний Восток и «прославились» в соцсетях проклятиями в адрес правительства страны, в которой они родились. «Исламское государство»* получило возможность использовать в своих целях десятки тысяч человек, которые с паспортами граждан ЕС стремятся обрести идентичность, отличную от европейской. Злую шутку сыграло с Европой расширение Шенгенской зоны и упразднение пограничного контроля. ЕС не озадачился созданием наднационального полицейского института, который бы координировал работу правоохранителей и спецслужб. Подобная беспечность привела к тому, что вооружённые террористы, скрывшиеся с места преступления, могут беспрепятственно передвигаться из одной страны в другую. Ещё одним итогом 25-летнего развития Евросоюза стала деградация вооружённых сил. Reuters Как неоднократно сообщал RT, несмотря на достаточно мощный оборонно-промышленный комплекс, европейцы не готовы создать евроармию и продолжают полагаться на «американский зонтик», который распространяется на всех членов НАТО. Военизированные группировки, существующие за рамками альянса, малочисленны и не проявили себя как реальная боеспособная сила. Символичной итогом 25-летней евроинтеграционной политики Брюсселя стал положительный исход июньского референдума о выходе Великобритании из ЕС. Пребывание в составе «единого европейского дома» перестало быть почётным и главное — необходимым. Brexit вдохновил евроскептиков, националистов и консервативные партии, которые недовольны навязанными из Брюсселя стандартами и размахом террористической угрозы. Сложно обойти вниманием победу на президентских выборах США Дональда Трампа, обещавшего пересмотреть обязательства Вашингтона перед европейскими союзниками. Триумф республиканца вызвал переполох у правящих европейских режимов. Сегодня лидеры ЕС продолжают пребывать в томительном ожидании первых практических шагов нового хозяина Белого дома. А европейские популисты и правые разных мастей готовятся к штурму политического Олимпа. Стагнация как норма «Ключевой итог развития ЕС — смена центростремительных тенденций на центробежные. Евросоюз исчерпал возможности для расширения, да и включение в состав Греции и восточноевропейских стран нельзя оценить положительно. Более того, в Западной Европе вновь поднимает голову сепаратизм. Это мятежные регионы Испании, Великобритании, Италии, которые недовольны политикой центрального правительства», — заявила RT старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Ольга Трофимова. «Положительный сценарий заключается в том, что ЕС не будет принимать новых членов, но и не допустит выхода действующих. В европейских элитах обострятся разногласия. Я говорю, прежде всего, о Франции и Германии. Дров подкинет Великобритания на финальном этапе выхода. Еврозона продолжит стагнировать, и неравномерный уровень экономического развития сохранится», — сказала Трофимова. По её мнению, Евросоюз будет существовать в нынешнем виде. «Я не ожидаю распада ЕС. Даже с Великобританией ситуация очень неоднозначна. Подавляющее большинство европейцев хотят жить в «едином доме». Еврофобские настроения очень сильны в Венгрии, Чехии и Польше, но пока мы не видим реальных шагов к отделению», — считает эксперт. «Под негативным сценарием я подразумеваю ухудшение экономического положения Европы, усугубление долгового кризиса и ситуации с мигрантами и безопасностью. Страны-члены не будут соблюдать стандарты и пункты того же Маастрихтского акта. Мы это видим уже сегодня. ЕС будет существовать на бумаге, а государства станут более автономными», — рассуждает Трофимова. Она пояснила, что более точные прогнозы можно будет сделать после результатов выборов, которые пройдут в этом году во Франции и Германии. «Необходимо понять, какие силы придут к власти. Однако у меня нет уверенности, что они выполнят свои обещания. ЕС для выхода из тупика как минимум необходимо выправить ситуацию в экономике, но ресурсов для роста я не вижу», — заключила Трофимова. Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов в эксклюзивном интервью RT заявил о том, что Брюссель гипотетически может справиться с текущими вызовами. «Проблемами нужно заниматься очень серьёзно и с пониманием того, что модель европейской интеграции, как она существовала в XX веке, себя изжила. После распада СССР Европейский союз достиг пика развития и выполнил поставленные отцами-основателями задачи, но не смог выработать новую модель отношений», — сказал эксперт. Лукьянов считает, что Европейское сообщество добилось «выдающихся политических успехов». Однако с расширением ЕС стал развиваться «хаотично», пытаясь адаптировать к стандартам новичков и углубить сотрудничество между старыми членами. «В новых реалиях прежняя модель интеграции перестала работать… Если Евросоюз исчезнет, то это будет катастрофа и трагедия. Здесь необходим творческий подход, выработка иных принципов», — пояснил собеседник RT. Лукьянов полагает, что спасти Евросоюз может Германия, но на данный момент Берлин не предлагает никаких конкретных рецептов. Эксперт не исключает, что ЕС могут покинуть одно или несколько государств, но он убеждён, что центробежные тенденции в организации пока не преобладают. «Даже если во Франции победит Марин Лё Пен, вряд ли это будет означать конец Европейского союза как такового», — заключил Лукьянов. Политолог: ЕС сможет справится со своими проблемами, если будет заниматься ими серьезно *«Исламское государство» — террористическая организация, запрещённая на территории России.

Почему ЕС так и не стал эффективной наднациональной организацией
© RT на русском