5 минут об авторитетах

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я немного расскажу вам о подчинении авторитету. Два наиболее значительных сюжета в западной культуре — сошествие Люцифера в ад и изгнание Адама и Евы из рая — объединяет одна и та же идея о ужасных последствиях неповиновения власти. Это мифы, созданные людьми, причем, скорее всего, представителями власти. Эти и многие другие мифы в нашей культуре несут важную идею: подчиняйтесь власти или авторитету любой ценой. При этом как-то совсем забывается такой момент, что авторитет и власть могут оказаться незаслуженными. И никто не учит нас отличать власть справедливую от несправедливой. История показывает, что удивительным образом ответственность за самые страшные поступки совершенно улетучивается, когда отдают приказы одни люди, а выполняют — другие. Первые очищают свою совесть тем, что не делают ужасных вещей своими руками, а вторые — что они не самостоятельно решились на такой поступок. Если упомянуть в разговоре «эксперименты Милгрэма», многие покивают, мол, знаю-знаю, это когда людей заставляют бить других людей током. Это, конечно, правда, однако мало кто в курсе всех вариаций эксперимента и, что самое главное, результатов каждой из них. В книге «Подчинение авторитету» Стэнли Милгрэм подробно и последовательно описывает свою мотивацию, идеи, постановку экспериментов, рассуждает о полученных результатах. Примечательно, что предисловие к книге Милгрэма написал Филип Замбардо, его одноклассник и коллега, известный по своему Стэнфордскому тюремному эксперименту. По его словам, когда он впервые представил результаты этого эксперимента на заседании Американской психологической школы в 1971 году, Милгрэм был в восторге: кто-то провел еще менее этичное исследование, чем он! Для участия в эксперименте приглашались люди различных профессий и практически любых возрастов для участия в эксперименте по исследованию обучаемости и памяти. Один из них учитель, другое ученик. К ученику присоединен электрод генератора, которым управляет учитель. По сценарию ученик должен запоминать пары слов, которые называет учитель. Если при проверке ученик ошибся, учитель должен дать разряд, причем за каждую следующую ошибку напряжение увеличивается на 15 вольт, пока не доходит до максимального значения в 450 вольт. Именно так объясняют эксперимент «учителю». На самом же деле именно он является испытуемым, в то время как на месте ученика — подставной актер, который в реальности не получает ударов током, а только имитирует их. Цель исследования — понять, как далеко сможет зайти учитель, послушно причиняя боль незнакомому человеку по указанию экспериментатора? Слушая описания со стороны, кажется немыслимым, что кто-то из «учителей» вообще соглашается продолжить эксперимент после его подробного описания. Однако по факту никто так не делал, и даже заходит весьма далеко, уверенно повышая напряжение, которое получает ученик. По результатам эксперимента, большинство доходило до последнего рубильника не генераторе, несмотря на сопротивление ученика. Можно предположить, что «учителя» просто не представляют, что такое электрический разряд? Но нет, каждому из них перед началом эксперимента давали испытать на себе 45 вольт. Кроме того, ожидаемая степень повреждения, которую получает ученик при каждом разряде отмечена на генераторе. Так, напряжение выше 360 вольт было отмечено как опасное и несущее тяжелое поражение, а последние два деления и вовсе были отмечены тремя крестами. Конечно, в опыте экспериментатор, авторитету которого должен был подчиняться испытуемый, всячески подталкивал «учителя» продолжать эксперимент, даже когда у него возникали сомнения из-за протестов ученика. Экспериментатору было предписано по очереди применять четыре убеждающие фразы и разрешить учителю прекратить эксперимент только в том случае, если он все еще сопротивлялся после четвертой. До начала настоящих экспериментов ученые предсказали ожидаемое поведение участников, предложив трем группам — психиатрам, студентам и людям взрослым представителям среднего класса оценить, когда бы они на месте «учителя» отказались давать разряд. Никто из них не согласился перейти за 300 вольт, и по прогнозам психиатров, лишь единицы — настоящие психи, смогут дойти до максимального напряжения. Однако реальные результаты ужасающим образом разошлись с предсказаниями. 26 из 40 участников доходили до 450 вольт, следуя указаниям экспериментатора. Чтобы выяснить, как можно «очеловечить» участников эксперимента, ученые придумали ряд модификаций. Первоначально ученик был изолирован от учителя и находился в другой комнате, при этом лишь 35% участников отказывались продолжать эксперимент, и эта цифра слабо менялась, когда протесты и крики жертвы были хорошо слышны «учителю» сквозь стену, за которой находился ученик. Когда же ученик находился в той же комнате, что и учитель, не выдерживало 60% «учителей». А в вариации эксперимента, когда учителю приходилось для удара током самостоятельно класть руку протестующего ученика на специальную панель уже 70% участников. Таким образом, эксперименты Стэнли Милгрэма наглядно продемонстрировали тревожную особенность человеческой натуры: готовность подчиняться авторитету против собственной совести и вне зависимости от того, насколько жестокими могут оказаться приказы. Английский писатель Чарльз Сноу даже считает, что больше преступлений против человечества было совершено во имя послушания, чем вопреки. Зная эту черту, мы должны особенно внимательно взвешивать свои поступки и думать о том, к каким последствиям они могут привести. На этом все, читайте умные книги, отвечайте за свои поступки, читайте портал «Чердак» и смотрите следующее видео, в котором я расскажу вам о тревожности.

5 минут об авторитетах
© Чердак