Камбербэтч: Шерлок - лишь человек, и ничто человеческое ему не чуждо
За считанное количество дней до долгожданной премьеры четвертного сезона сериала "Шерлок" *напомним, до российской премьеры осталось всего несколько часов) Бенедикт Камбербэтч, как и его коллега Луиза Брили, дал интервью телеканалу BBC, в котором говорилось исключительно о психологическом и кинематографическом образе великого сыщика, а также о том, каково актеру играть роль, воплощенную до него бессчетное количество раз. Как оказалось, рождественский эпизод вызвал смешанные чувства не только у аудитории, но и у одного из ведущих актеров, правда, совсем по другой причине. Снова надеть знаменитое пальто Шерлока после костюмов викторианской эры оказалось очень приятным, особенно по сравнению с рубашками с накрахмаленными воротниками и старомодным парадным костюмом с цилиндром. Правда, съемки "современного" Шерлока проходили летом, так что в пальто было жарковато. Но, как бы то ни было, это пальто - неотъемлемая часть Шерлока, его броня и доспехи. В новом сезоне многое предстанет в другом свете в силу того, что в жизни главных героев многое изменится - во-первых, у четы Ватсон рождается ребенок. У них появляются родительские обязанности. Уход за новорожденным - дело само по себе непростое, но когда этом фоне начинается расследование преступлений, все становится гораздо сложнее. Шерлок обнаруживает в себе новые черты: он заботится о молодоженах и всячески оберегает семью своего друга, но при этом в вопросах, касающихся ребенка, не особо сведущ и не может выступать в привычной для себя роли авторитета по интеллектуальным вопросам. Рассуждая на эту тему, Камбербэтч саркастически выражает надежду на то, что его собственные родительские способности и умение общаться с детьми в реальной жизни хоть немного лучше, чем у Шерлока. Консультирующий детектив при всем этом пытается надеть маску равнодушия, и местами это выглядит очень забавно. Но, вне зависимости от внешних проявлений, он относится к Джону, Мэри и их дочери с глубокой любовью. Он своего рода их ангел-хранитель. Отвечая на вопрос о том, как он работал над ролью Шерлока, актер предваряет свое объяснение следующим замечанием: Шерлок не взялся ниоткуда. Он прошел все стадии взросления, присущие любому человеку: младенчество, детство, отрочество, юность, раннюю молодость - и в первом сезоне он предстает перед зрителем в возрасте тридцати лет. Мы знаем кое-что о его семье: например, у него есть старший брат по имени Майкрофт и родители. Но каково было его детство? Камбербэтч признается, что хотел узнать о нем все, что только возможно, еще в самом начале, потому что ему предстояло играть самого знаменитого и наиболее часто появляющегося на экране вымышленного детектива всех времен. Для создания образа актеру всегда нужно знать как можно больше о биографии своего персонажа, потому что работа над ролью заключается не только и не столько в передаче определенных настроений, особенностей поведения и манеризмов. Он пытался подкрепить свои действия основанным на фактах пониманием того, кем этот человек является на самом деле. Ответ на вопрос о том, что же делает роль Шерлока настоль привлекательной, Бенедикт Камбербэтч начинает издалека - вне зависимости от объекта профессионального интереса главным неизменно остается создание через своего героя увлекательного повествования и некоторое саморастворение в этом процессе. Без сомнения, возвращение к игре в образе, уже ставшем привычным, не может не быть приятным: ведь это влечет за собой возможность снова собраться всем вместе, в очередной раз передать наиболее интересное в характере своего персонажа… В своей актерской карьере Камбербэтч не часто возвращался к сыгранным ранее ролям, да и "Шерлок" не может считаться сериалом в полном смысле этого слова - на настоящий момент отснято всего двенадцать эпизодов и один рождественский фильм, а это совсем не много. Но вне зависимости от формата, образ великого детектива всегда является особо желанной ролью для каждого актера. А данной съемочной группе, помимо всего остального, удается создавать работы отменного качества и незаурядной эстетической привлекательности. И это, на самом деле говорит о многом, так как проект малобюджетный - просто неуместно сравнивать возможности, которые есть у художников и дизайнеров в фильмах с большим бюджетом, с тем, с чем приходится работать постановочной команде "Шерлока". То же самое касается времени, отведенного на доведение задуманного до совершенства - и в теории, и на практике. Журналист BBC с юмором замечает, что в четвертом сезоне было нарушено неписаное правило кинематографа - никогда, если можно этого избежать, не нужно задействовать в съемках детей и животных. Камбербэтч с радостью подхватил нить беседы и в очередной раз рассказал о крайне капризной собаке породы бладхаунд, которая, согласно изначальному замыслу, должна была фигурировать в первом эпизоде. Пес, которого удалось найти для съемок, был очень дружелюбным, но явно не приспособленным для городских условий - его пугало само нахождение в центре города и толпы людей, к тому же, он не был приучен к передвижению по твердому асфальтовому покрытию. Одну из сцен снимали на лондонском рынке Боро-маркет, там как раз было полно народу, а на полу - асфальт и щебень. В итоге Аманде Аббингтон приходилось силком таскать за собой несчастное животное по лондонским улицам, в то время как изначально предполагалось обратное. И получилось очень смешно. Что же касается детей - все прошло на удивление гладко. Недавно испытав радость отцовства, актер полностью отдавал себе отчет в том, как сложно что-либо подстроить под режим дня ребенка до года. Это заставляет полностью сконцентрироваться на происходящем в каждый конкретный момент, спускаться с небес на землю и, например, переставать непрестанно суетиться по поводу своей игры - привнесение в съемочный процесс таких элементов, которые усложняют его, всегда приятно. Многие не без оснований ломают голову над тем, что вынуждает Шерлока вести себя, мягко говоря, экстравагантно в общении с людьми - их невозможность поспевать за скоростью и направлением его мысли или его собственный перфекционизм? Бенедикт Камбербэтч считает, что все как раз наоборот: характер младшего Холмса сложился под влиянием того обстоятельства, что он, будучи человеком, пытается стать сверхчеловеком. Все то, что мы называем правилами вежливости, для него является чем-то непозволительным, что отвлекает внимание от важных вещей - а уровень его мыслительного процесса поистине невообразим. Дело не в том, что мир вокруг скучен и глуп - ему самому нужно подавлять большое количество внешних раздражителей, чтобы постоянно оставаться на приемлемом для себя интеллектуальном уровне - в частности, и по отношению к миру. Далее Камбербэтч развивает данную тему в таком неожиданном ракурсе, что поневоле заставляет прислушаться к его словам повнимательнее, как минимум, в силу того, что содержание официального трейлера нового сезона просто кричит о растерянности и уязвимости Шерлока, который словно не может понять, что "игры закончились". Исполнитель главной роли, считает, что, вероятно, в таком выборочном отсечении некоторых аспектов действительности и заключается настоящая слабость Шерлока - иногда он не замечает того, что происходит у него под носом. Это слепое пятно им сознательно игнорируется - потому что для него важно быть непревзойденным не только в расследовании запутанных дел. У него сложные отношения с миром. Ему необходимо оставаться таким, каким он себя создал, для того чтобы побеждать. Но одновременно выбранный им способ взаимодействия с тем, что находится вовне, лишает его возможности осознать какие-то очевидные вещи. С точки зрения киноповествования это отличный прием - потому что зритель находится в неведении относительно того, что находится вне поля зрения самого детектива. Его непонятливость показывает многогранность бытия, а в окружающем мире, конечно же, есть много - вещей, людей, событий - что застают детектива врасплох. Он никакой не сверхчеловек, он человек из плоти и крови, которому… свойственно ошибаться.