Россия vs Эстония: история распри и ключ к примирению

Зачастую эстонское руководство относится к России нелицеприятно. Русских почитают за невежественных людей с рабским самосознанием. Их обвиняют в непрерывной агрессии по отношению ко всему миру, а вхождение Эстонской Республики в состав Советского Союза называют не иначе, как наглой оккупацией. Россия в ответ либо «грозно» молчит, либо отшучивается в духе официального представителя МИД Марии Захаровой, показывая тем самым, что Эстония для нее — дело четвертое. Наиболее страдающая сторона в этом вопросе — русскоязычное население Эстонской Республики. Людей, по сути, ущемляют в правах, даже если они прекрасно владеют государственным языком и обладают эстонским гражданством. К примеру, человек с русской фамилией не может построить в стране сколь-нибудь успешную карьеру или серьезно заняться политикой. Почему случилось именно так, и можно ли достичь перелома в сей непростой ситуации? В этом попробовали разобраться эксперты Российского института стратегических исследований (РИСИ), а также правозащитники и общественные деятели. «Балтийский путь» История второй эстонской независимости началась в 1987 году. Благодаря перестройке, объявленной новым руководством СССР во главе с Михаилом Горбачевым, появилась возможность свободно говорить о важности выхода из «тюрьмы народов», проводить открытые митинги и освещать их в прессе. Так, 3 апреля 1987 года в эстонских СМИ прогремела целая информационная кампания против разработки фосфоритного месторождения на севере страны. В результате образовалось движение «зеленых», а после была разработана программа экономического суверенитета, которую нарекли Экономически независимой Эстонией. Через год эстонское общество активизировалось еще больше. В Таллине на Певческом поле во время ежегодного фестиваля десятки тысяч людей пели патриотические песни, стоя под сине-черно-белыми флагами. А будущий лидер Центристской партии Эдгар Сависаар начал тогда создавать движение «Народный фронт Эстонии», целью которого стала независимость республики от СССР. «Балтийский путь» — самая, пожалуй, крупная акция против советской власти. Около двух миллионов жителей Эстонии, Латвии и Литвы, взявшись за руки, выстроились в живую цепь, соединив таким образом Таллин, Ригу и Вильнюс. Организаторами протеста стали «Народный фронт Эстонии», «Народный фронт Латвии» и «Саюдис» в Литве. Говорят, что «Балтийский путь» помог убедить мир в желании народов Прибалтики отделиться от СССР. «В национальном пробуждении народа Эстонии большую роль сыграла и группа лиц, среди которых были представители элиты первой республики, а также люди, кто соотносил себя с ветеранами Ваффен СС. В свое время они эмигрировали в США или Канаду. Там, пользуясь покровительством западных властей и спецслужб, они создали институты по изучению внутренних процессов прибалтийских республик. Эти институты работали весьма эффективно. В итоге им удалось выстроить четкую систему подрыва советского строя на территориях Эстонии, Латвии и Литвы», — полагает эстонский правозащитник Дмитрий Линтер. Правительство СССР реагировало на эти явления вяло: никаких конкретных шагов для нормализации обстановки не предпринималось, была лишь обильная риторика. Москва приказала спецслужбам не вмешиваться. Сотрудники просто наблюдали и докладывали наверх. В результате, спустя некоторое время, страны Прибалтики объявили о своей независимости. Я считаю, если бы Москва проявила политическую волю, мы бы спокойно смогли удержать Эстонию в рамках союзного договора. Но Москва либо банально испугалась, либо о чем-то с кем-то договорилась, либо не захотела. Поэтому мы имеем то, что имеем. Прибалтика — форпост НАТО. А в Эстонии, Латвии и Литве правят русофобские режимы, уверен правозащитник Линтер. Однако не все номенклатурные деятели Союза сидели сложа руки. Главный редактор журнала «Балтийский мир» и координатор международного комитета инициативы «Интернациональная Россия» Дмитрий Кондрашов вспоминает Героя СССР Арнольда Мери и первого секретаря Коммунистической партии Эстонии Карла Вайно: «Арнольд Мери родился в Эстонии в семье этнического эстонца. Все детство он провел в Сербии в среде русской белой эмиграции. Мать Арнольда Константиновича вышла из древнейшего остзейского рода Штакельберг. Вернувшись в Эстонию, Мери идет в эстонскую армию. И здесь он попадает под влияние коммунистической пропаганды. Вы представляете уровень коммунистической пропаганды, если человек, вернувшись в Эстонию, попал под ее влияние и на всю жизнь остался убежденным коммунистом?» «К 1988 году, — говорит Кондрашов, — в Эстонии удалось решить главные проблемы СССР. Жить в Эстонии было легко и интересно. Но несмотря на это, движение за независимость республики начало набирать нешуточные обороты. Карл Вайно, прекрасно понимая, чем это может грозить, начал активно агитировать за советскую власть. Я думаю, Карл Вайно, опираясь на таких коммунистов, как Арнольд Мери, вполне был способен провести то, что называется перестройкой с человеческим лицом. Но Горбачев его вызвал в Москву и отстранил от власти. Уверен, что останься эта группировка у руля, не было бы тех событий, которые стали ключом к развалу СССР». «Группировка Вайно не могла победить априори, — возражает глава РИСИ Леонид Решетников. — Поскольку это всего-навсего группировка. Она не выражала общенародных настроений. В истории каждой страны можно найти такого Арнольда Мери с не менее интересной судьбой. В подобных людях жили идеи, которым они были безгранично преданы. Но это не значит, что их идеи перекликались с общенародными чаяниями». Как Ельцин спасал эстонскую независимость Свой вклад в превращение Эстонии в независимое государство, ущемляющее русскоязычных граждан в правах, внес и первый президент современной России Борис Ельцин. Ведь во многом благодаря ему лично, эстонцы смогли обрести государственность в том виде, в каком мы ее наблюдаем сейчас. За это, кстати, Борис Николаевич удостоился памятного барельефа на улице Нунне в центре Таллина. «15−17 января независимость Эстонии оказалась под угрозой. Чтобы обеспечить плановый призыв эстонских молодых людей в армию, Москва решила вывести на улицы войска. А „Интердвижение“ (интернациональное движение просоветских активистов) в это самое время должно было организовать при поддержке заводов союзного подчинения митинги и забастовки. На улицы вышли бы 30−40 тысяч человек, которые при поддержке военных свергли бы действующее правительство и привели бы к власти временное. Но этот план центральных властей провалился — во многом благодаря состоявшемуся по моей инициативе визиту 13 января в Таллин Бориса Ельцина. Поддержка со стороны России сыграла решающую роль в мирном восстановлении независимости», — рассказывает Арнольд Рюйтель, третий президент Эстонии, который в 1991 году занимал пост председателя Верховного совета Эстонии. «Когда случилась трагедия в Вильнюсе 13 января 1991 года, я тут же позвонил Ельцину в Москву, чтобы предложить ему приехать к нам, — продолжает Рюйтель. — Но сразу соединить меня с ним не смогли. Через час он позвонил сам: „Я готов. Как только найду самолет, вылечу“. Вскоре он прилетел в Таллин, а я попросил приехать к нам также Ландсбергиса и Горбунова (председатель Верховного Совета Латвии). Ландсбергис, правда, не смог, литовский парламент был блокирован омоновцами, но приехал его заместитель. Мы приняли совместное четырехстороннее заявление в поддержку суверенитета наших стран». По словам Рюйтеля, Ельцин, подписывая данное соглашение, преследовал сугубо личные интересы. В лице руководства Эстонии он хотел обрести надежных союзников в борьбе с Горбачевым за власть. При этом Борис Николаевич, сраженный наповал таллинским гостеприимством, разнообразием яств и напитков, забыл договориться с эстонскими партнерами насчет дальнейшей судьбы русскоязычного населения. Не было подписано ни одного документа, который мог бы хоть как-то защитить жителей не эстонского происхождения. Местные русские восприняли это как акт предательства, поэтому многие из них сочли своим долгом присоединиться к протестной акции «Интердвижения». «Ельцин собирался улетать, но возникли непредвиденные трудности — таллинский аэропорт был блокирован активистами „Интердвижения“, — вспоминает Арнольд Рюйтель. — Тогда мы решили отправить Бориса Николаевича машиной в Ленинград. Но секретно, так, чтобы не узнала наша, эстонская, госбезопасность. Нам это удалось — мы нашли „чайку“, в которой Ельцину было удобно ехать, я связался с ленинградским руководством, попросил отправить его затем самолетом в Москву, ведь ему необходимо было срочно возвращаться. Все вышло удачно». Таким образом, 20 августа 1991 года, сразу на следующий день после путча ГКЧП в Москве, Верховный Совет Эстонии принял постановление о подтверждении независимости республики. А 6 сентября независимость Эстонии признал Государственный Совет СССР. С молчаливого согласия Ельцина и прочих отцов российской демократии в 1992 году была принята новая Конституция Эстонии, которая декларировала преемственность по отношению к государству, аннексированному в 1940 году Советским Союзом, а также подтверждала восстановление Эстонской Республики путём реституции и возвращение к государственному строю, действовавшему до 1940 года. Поэтому около 400 тысяч человек, в основном этнические русские, переселившиеся в Эстонию после 1940 года, остались без гражданства, а следовательно — без всяких политических прав. Эта проблема актуальна и по сей день, хотя, надо признать, число неграждан в стране заметно сократилось: в прошлом году людей вне всякого гражданства насчитывалось порядка 85 тысяч — кто-то получил российский паспорт, а кто-то стал гражданином Эстонии в порядке натурализации. Впрочем, все равно русскоязычное население воспринимают сегодня в Эстонии как потомство советских оккупантов. Потому-то и закрыт русским путь в эстонскую политику и в руководство крупных компаний. У Моськи тоже есть интересы Россия в ответ на такую политику лишь сыпет словами, мол, Эстония — всего-навсего Моська, бесполезно тявкающая на большого слона. Здесь-то и кроется наша основная ошибка, считает сотрудник РИСИ, профессор Владимир Кузьмичевский. Мы продолжаем стоять на позициях советской историографии по прибалтийскому вопросу времен Иосифа Сталина. Тогда СССР проводил по отношению к странам Прибалтики и Финляндии политику великого государства. По сути, просто диктовал свою волю. И в рамках того времени, тех обстоятельств, когда над Союзом нависла угроза большой войны, Сталин, я считаю, поступал правильно. Но сегодня времена изменились. Пора наконец-то понять, что у маленьких стран тоже бывают свои интересы. И сегодня нужно подходить к отношениям с Эстонией и другими государствами Прибалтики уже с высоты этого понимания,говорит профессор Кузьмичевский. «Политика у Советского Союза времен Сталина была одна: страны Прибалтики считались явлением временным, которое нужно уничтожить, — добавил директор РИСИ Леонид Решетников. — И если говорить о прибалтах, то они до сих пор это чувствуют. История — это не шутка. Она оставляет в сердцах людей твердую историческую память. А потому, когда мы пинаем эстонцев, пусть и справедливо, критикуем, смеемся, нужно помнить, что это народ, который тоже стремится иметь свою государственность, сохранять свою культуру. Это народ, который далек по своему менталитету от нас, у них другие традиции, другая религия. И если мы станем подходить к Эстонии с этим пониманием, а они для себя уяснят, что мы не стремимся включать Прибалтику в состав России, тогда мы, возможно, и сможем выстроить добрососедские отношения». «У нас есть все возможности сделать так, чтобы Эстония и другие прибалтийские государства дали зеленый свет инициативам российского руководства. Здесь только вопрос инструментария», — убежден Дмитрий Линтер. Для того, чтобы пробудить в Прибалтике позитивное к себе отношение, России необходимо создать некую «ценностную модель», которая станет для Эстонии, Латвии и Литвы не менее привлекательной, чем «модель» Запада, уверен правозащитник. «На сегодня мы живем по той же „ценностной модели“ западного образца, в которой они и так находятся. При этом они с ней не вступают в конфликт, как это делаем мы», — заключил он. Кроме того, обратил внимание Линтер, политика России в отношении русскоязычного населения Прибалтики не должна быть «беззубой», каковой, по его мнению, она сейчас и является. «Российскому руководству необходимо увеличить поддержку нашей общины в Эстонии. В первую очередь русские в Эстонии нуждаются в сильной юридической защите. Ведь, как известно, любое движение в защиту прав русских, которое возникает в Эстонии, тут же начинают преследовать. Российские адвокаты не могут защищать наших людей на территории Эстонии, а на хороших эстонских адвокатов у Фонда поддержки соотечественников нет денег», — рассказал Дмитрий. Надежда на голод Несколько иного мнения придерживается автор книги «Прибалтийский вопрос: эстонское направление» Людмила Воробьева. Она полагает, что дни Евросоюза почти сочтены и Эстония, столкнувшись с нестерпимой нуждой, обязательно переметнется обратно к России. «Балтийский берег и русская равнина вот-вот срастутся. Политика эстонского русофобского режима зашла в тупик. Вспомните, как они жили при СССР! Лучше всех! А сейчас? А сейчас там низкий уровень жизни», — сказала Воробьева. С ней спорит правозащитник Линтер: Конечно, я не поддерживаю русофобский режим в Эстонии, но давайте быть реалистами. Средний класс сформирован в основном из эстонцев, и живут они очень даже неплохо. Русские, конечно, живут чуть похуже, но и они с голоду не умирают. На самом деле в Эстонии создана очень комфортная экономическая модель. Если ты не лезешь в политику и признаешь главенство эстонцев, то можешь ощущать себя достаточно хорошо.

Россия vs Эстония: история распри и ключ к примирению
© Ридус