Выбор Джуда Лоу пал на Пия XIII

На 73-м международном Венецианском кинофестивале были показаны две части сериала Паоло Соррентино "Молодой папа", где главную роль папы римского Пия XIII сыграл Джуд Лоу. Официальная премьера сериала состоялась 21 октября в Италии и Германии, 24 октября он вышел во Франции. Затем в Швеции, Великобритании, Польше. После чего стало известно, что команда Соррентино приступила к работе над вторым сезоном — настолько велик оказался интерес к сериалу, суть которого умещается в пару фраз. Конклав (собрание кардиналов, созываемое для избрания нового папы) не мог определиться с выбором нового главы Ватикана так долго, что неожиданно для самих себя кардиналы выбрали Ленни Беллардо. И с опозданием обнаружили, что ничего не знают об этом американце 47 лет. Конечно, эти две фразы лишь намек на то, что будет происходить в фильме. Остальное — сразу спойлеры, а еще невольно вспоминается Лев Толстой. Когда его попросили пересказать суть "Анны Карениной", он ответил: чтобы узнать суть, надо прочесть оба тома. Впрочем, упомянуть некоторые детали все же придется. Но прежде напомню: мировой кинематограф регулярно, раз в несколько лет, осмеливается на очередную экранизацию внутренней жизни Ватикана. Это может быть откровенная развлекательная фантастика-лайт от Дэна Брауна "Код да Винчи", либо драма коммуниста Нанни Моретти "У нас есть папа!" — важная для исследования психологии личности, внезапно ставшей наместником Бога на Земле. Снимаются костюмные исторические драмы, такие, как "Борджиа" и, конечно, байопики. Например, "Папа Иоанн Павел II". Большая их часть вызывает у верующих зрителей негативные эмоции: они считают, что библейские события искажены, религиозные подвиги неверно интерпретированы, а создаваемые образы недостаточно глубоко проработаны. Тем не менее возможность прикоснуться к закулисью Католической Церкви снова и снова вынуждает режиссеров браться за папство, а публика каждый раз готова смотреть, оценивать, волноваться, ругать или иногда хвалить. В связи с этим примечательно, что сериал "Молодой папа" появился именно сейчас, когда главой Ватикана и Католической Церкви стал аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, взявший имя Франциск. В молодости Бергольо упорно совершенствовал свои знания, и в результате преподавал литературу, философию и теологию в трех католических колледжах Буэнос-Айреса, занял пост ректора колледжа святого Иосифа, а затем получил докторскую степень в Германии. Что гораздо важнее в рамках размышлений о сериале Франциск — первый папа-иезуит (уже в 70-ые годы он занимал посты в иезуитском ордене Аргентины, сочетающем в себе черты военных, дипломатических, интеллектуальных, экономических, научных и политических операций. Кроме того, папа Францик известен как аскет и страстный поклонник футбола. Почему это так важно? Очень просто. Отголоски этих его черт с легкостью можно будет обнаружить и в главном герое, и в окружении кинопапы. Но есть и более глубинные нюансы: Пий XIII, кажущийся поначалу безукоризненным, вызывает неприятие у кардиналов. Он пришел с явным намерением исправить то, что "натворила" Церковь до него, но его замыслу сделать мир лучше сопротивляются не только великие грешники, праведники тоже не выказывают радости от перемен к лучшему. Словом, папа готов стать настоящим заместителем Бога, но люди не верят, что это возможно. Вызывает Пий отвращение и у зрителя. Причем настолько сильное, что даже те, кто традиционно настроены против Церкви и ругают ее за использование механизмов влияния на мир, незаметно проникаются к ней сочувствием в связи с избранием новым папой неприлично умного, красивого, абсолютно убежденного в своей правоте Ленни Беллардо. А от того, с каким цинизмом и рвением он принимается искоренять грехи и вовсе становится жутко. Пий сомневается в существовании Бога, обличает гомосексуализм, выявляет педофилию, тотально запрещает аборты. А священникам придется забыть о послаблении и надежде на возможность завести семью. Огнем, мечом и кадилом папа искореняет, раскрывает, наказывает первые четыре серии столь рьяно, что зритель пребывая в полнейшем восторге — показали правду жизни, чувствует странную подавленность. Он растерян, раздосадован, и его внимание удерживает лишь гениальная игра Джуда Лоу, то молящегося, то оголяющегося, то меняющего белоснежные папские облачения на другие папские облачения, . Неизменными останутся лишь красные лакированные ботинки, иногда выглядывающие из-под длинной полы. В столь плотной концентрации подлинного и истинного трудно заметить, что скандалы, тайны, вскрытые в сериале язвы из тех, что уже давно преданы огласке и осуждены прессой, вербующими, епископатом, Церковью. Режиссер (он же сценарист) Паоло Соррентино будто прошел одну иезуитскую школу с Бергольо: ежесекундно открывая очередную "завесу тайны", он не говорит и не показывает при этом ничего нового. Да и "старое" подается настолько аккуратно и дозировано, что становится понятно: консультантами сериала были не просто христиане, но люди сведущие, разбирающиеся в нюансах, формулировках. И как не отпирается Ватикан от участия в этом проекте, папский контроль за смыслами становится очевиднее с каждой сценой. С каждой фразой Папы, выбранной из Священного Писания, святых отцов и учителей Церкви. Особенно в тот момент, когда Пий использует провозглашенный в 1867-м году принцип non expedit, крайне удачно и тонко упоминая об этом крайне редком при шантаже премьер-министра Италии, применяемый столь редко, что применение его вряд ли пришло бы в голову даже самому талантливому сценаристу (non expedit — особое предписание папы, которое переводится как "не подобает", направленное против участия католиков в итальянских выборах, которому иезуиты предают большое значение). Неназванные консультанты в "Молодом папе", то есть своеобразные серые кардиналы этого царства, заслуживают отдельного упоминания лишь за то, что Пий дважды произносит слова Иосифа Бродского: "Красота при низких температурах — настоящая красота". Слова странные, непонятые, если не знать, что это цитата из автобиографического эссе поэта "Набережная неисцелимых", посвященного взаимоотношениям Бродского с Венецией. Ни к Бродскому, ни к его поэзии придуманный папа не имеет никакого отношения, но цитирует его неспроста. Тонкая красная линия сложно-родовых отношений Ленни Беллардо с этим городом пронзила насквозь все 10 частей фильма. Однако с четвертой серии настрой, фон, сам папа — меняются. Незаметно. Не быстро. Не категорично. Но чем дальше, тем отчетливее проступает истинное лицо Пия XIII, человека преодолевающего свои сомнение и невежество, мудрого, отлично представляющего пределы своей власти и возможностей (ради того, чтобы зритель осознал этот факт окончательно, в восьмой серии разыгрывается сцена в кабине самолета). Но самое важное — Пий XIII от Паоло Соррентино, Джуда Лоу и папы Франциска являет образ настоящего наместника Христа, главы Ватикана и Католической Церкви, человека настолько верующего, что по его молитве Бог готов совершать настоящие чудеса. «Молодой папа», безусловно, современное христианское кино, истинные смыслы которого распознаются не сразу, как и должно быть в настоящем фильме-перертыше. Что не меняет сути: Соррентино, носящий сегодня титул "лучший европейский режиссер", справился с задачей явить миру сильную, непобедимую Католическую Церковь и ее лидера в наилучшем виде.

Выбор Джуда Лоу пал на Пия XIII
© Вести.Ru