В школах России могут ввести олимпиады по финансовой грамотности
В России могут начать проводить олимпиады по финансовой грамотности для школьников. Аналитики предлагают воспитывать здравое отношение к деньгам в рамках обществознания, математики и других предметов. Кроме того, за парту могут предложить сесть и взрослым: специальные курсы, как планируется, можно будет прослушать в центрах соцзащиты или через интернет. Экспертно-аналитический центр РАНХиГС направил в правительство аналитическую записку о финансовой грамотности россиян и том, как её можно повысить (с документом ознакомился RT). Так, для школьников и студентов эксперты предложили ввести олимпиады по финансовой грамотности. Готовиться к ним, по предложению специалистов, они могли бы на уроках обществознания, экономики, права и математики (программы предметов хотят дополнить новыми знаниями) и в развивающих кружках. Для взрослых, в том числе и пенсионеров, аналитики предложили создать обучающие сайты и проводить курсы. «Ребёнка приходится постоянно ограничивать в ненужных тратах, — рассказывает мать 15-летнего школьника Дарья Лотоева. — Он подвержен влиянию компании: может на деньги, которые я ему даю, вместо школьной столовой сходить в кафе. Или купить конфеты или сигареты. Поэтому питание в школе оплачиваем на месяц через учителя, а деньги на проезд в транспорте вносим на «Стрелку» (транспортная карта Московской области. — RT). Если бы в школе ввели уроки финансовой грамотности, где педагоги объяснили бы, как правильно распоряжаться деньгами, куда их нужно вкладывать, а куда не нужно, я была бы рада». «Рокфеллер» научит школьников финансам Изучать финансы аналитики предлагают в рамках уроков обществознания, экономики, права и математики. О том, какие темы придётся из-за этого сократить, в документе не упоминается. Кроме этого, эксперты считают нужным создать при школах клубы финансовой грамотности (примеры названий — «Капитал» или «Рокфеллер»), в которых будут заниматься ученики 5-9 классов. При этом они предлагают привлекать к образовательному процессу в качестве партнёров банки, страховые компании, Пенсионный фонд, Федеральную налоговую службу. Полученные знания можно будет применить на олимпиадах по финансовой грамотности. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков рассказал RT, что в Европе навыкам управления своими финансами принято учить в семьях, а не в школах. «Там нет такого количества финансовых мошенников, как в России, —объясняет Комков. При этом в Европе, будь то в Германии, Словакии, Чехии и Польше, финансовая сторона жёстко регламентируется правилами Европейского союза. Банки там работают прозрачно, без «подводных» камней. Нет такого, что человек приходит за кредитом, а ему за ним навязывают страховку, используя различные манипуляции или обман. Провинившегося таким образом сотрудника банка вносят в соответствующий черный список во всем Евросоюзе. После этого ему останется работать дворником или офисным работником вдали от денежных потоков. Кроме того, полиция в Европе обладает и экономическим надзором: если сотрудник банка попытается обмануть клиента, его арестовывают и могут отправить в тюрьму». Комков добавил, что в Европе в силу сложившегося менталитета уровень финансовой грамотности выше, чем в России. «Европейская финансовая система давно стабилизировалась. В России же после развала Советского союза появились различные аферисты и мошенники, включая «МММ», а люди после этого запутались. Поэтому нашей системе только предстоит стабилизироваться, и через несколько поколений в России может быть такое же состояние финансовых институтов, как и сейчас в Европе», — отметил Комков. Пенсионеров защитят от мошенников Для взрослых россиян аналитики предложили открыть курсы финансовой грамотности в интернете и в формате «горячей линии». Для пожилых людей, согласно инициативе, будет действовать call-центр «повышения пенсионной грамотности». Основы интернет-банкинга также смогут преподавать в рамках «Университета третьего возраста» (проект, в рамках которого в центрах соцзащиты пенсионеров обучают пользоваться компьютерами и интернетом). Профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин отметил, что главная группа взрослых, для которых могут быть полезны образовательные курсы — это люди старшего возраста. «Финансовые знания необходимы, чтобы правильно рассчитать пенсию, сумму пособий, а также кредитов, которые банки выдают пенсионерам. Но это должно быть адаптировано, чтобы пенсионеры всё преподаваемое понимали и усваивали. Пенсионеры владеют сбережениями, квартирами и другим имуществом. Это делает их уязвимыми для мошенников. Сегодня финансово более-менее грамотны только пенсионеры, занимающиеся торговлей», — считает Скопин. Он подчеркнул, что взрослым слушателям, в том числе пенсионерам, нужны только практические знания, «исключая бесполезную теорию». «При этом знания финансовой грамотности должны касаться не только каких-либо чисто финансовых знаний или расчётов, но и юридической стороны финансов — чтобы человек знал о своих правах и возможностях, и чтобы его не могли обмануть в банке, например, при получении кредита», — резюмировал Скопин. Пока на «двойку» Советник Института современного развития Никита Масленников полагает, что сейчас большинство россиян не умеют планировать семейный бюджет, не умеют адекватно рассчитывать риски при получении кредита и соблюдать все меры безопасности в интернет-банке. Невысокий уровень финансовой грамотности россиян подтверждают и данные экспертно-аналитического центра РАНХиГС, упомянутые в документе. Так, банковскими картами пользуется только четверть россиян. О существовании кредитных карт знают только 30% граждан, об ипотеке — 36%. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения. «Если население станет финансово более грамотным, банки смогут снизить ставки по кредитам, так как будут понимать, что к ним приходят люди, действительно адекватно оценивающие свои финансовые возможности, — предполагает Масленников. — Помимо этого банки могут внедрить у себя тестовые задания, которые будут определять, насколько человек умеет распоряжаться своими собственными деньгами, не говоря о кредитных. Если успешная сдача задания позволит банку снизить клиенту ставку по кредиту, об этом он расскажет своим знакомым. Это смотивирует и их к изучению финансовых знаний. И все это поможет самим банкам увеличить число реально возвращаемых кредитов».
