Кембридж, "Пинк Флойд" и его "сумасшедший бриллиант"
Jodie Smith BBC News В Кембридже 27 октября появилась мемориальная инсталляция, посвященная легенде группы "Пинк Флойд" Сиду Барретту. Поклонники музыканта много лет добивались того, чтобы родной город Барретта увековечил его память. Почему же на это ушло так много времени? "Он не был поп-звездой, он вообще не понимал, что такое быть знаменитым", - говорит Розмари Брин о своем брате, которого она называет Роджер и который жил тихой спокойной жизнью в Кембридже и получал особенное удовольствие, когда рисовал. Свернул с пути славы Обожаемый поклонниками по всему миру, Роджер Кит Барретт был одним из основателей рок-группы "Пинк Флойд", ее главной движущей силой, автором композиций, солистом, гитаристом. В молодые годы своей жизни он был известен исключительно как Сид. Ему не суждено было пройти весь путь славы, обрушившейся на музыкантов, игравших странную, философичную музыку. Когда "Пинк Флойд" стояли на пороге своего феноменального успеха, Сид стал вести себя все более эксцентрично, а порой и просто сумбурно, чему виной были наркотики, пагубно сказавшиеся на душевном здоровье музыканта. В конце концов Сид вынужден был покинуть группу и вернуться в Кембридж, где жил затворником до своей смерти в 2006 году от рака. В тех самых стенах С тех пор поклонники неустанно пытались увековечить память Барретта в его родном университетском городе, и вот в год его 70-летия и в 10-ю годовщину с момента смерти их мечты наконец сбылись. Благотворительная организация Cambridge Live, занимающаяся проведением культурных мероприятий, открыла на этой неделе специально созданный совместно с родственниками Барретта художественный коллаж-инсталляцию в память о своем знаменитом жителе и выпускнике общеобразовательной школы для мальчиков Cambridgeshire High School for Boys. Работа установлена в фойе Кембриджской зерновой биржи - где Барретт, бывший уже жалким подобием того живого, искрометного человека, которым он предстал в самом начале своей карьеры, сыграл свой последний концерт. В здании бывшей биржи состоялся специальный памятный концерт с участием шведской рок-группы Men on the Border, исполнившей кавер-версии сольных вещей Барретта в сопровождении симфонического оркестра. Долгая кампания Целый год ушел на подготовку этого мероприятия, руководил которым директор по проектам Cambridge Live Нил Джонс - сам большой поклонник "Пинк Флойд" и его бывшей звезды Сида. "Когда я только сюда переехал, я просто поверить не мог, что город никак не увековечил свой главный музыкальный экспорт, - признается он. - Теперь все вроде встало на свои места в соответствии с важностью нынешней даты". Правда, принимавшая участие в мероприятиях сестра Барретта, 69-летняя Розмари, полагает, что, если бы Сид был жив, то вероятнее всего остался бы дома. "Его бы это совершенно не заинтересовало, он бы не пришел, не стал бы вмешиваться в происходящее", - полагает она. - Я, конечно, горжусь тем, что он своей музыкой принес многим радость, но я знаю, что сам он этим не гордился - он просто получал удовольствие". Уникум Музыкальная карьера Барретта началась в Кембридже, когда он в семь лет вместе с сестрой выиграл конкурс фортепианных дуэтов. В школе он дружил с Роджером Уотерсом и Дэвидом Гилмором, которые впоследствии стали его соратниками по "Пинк Флойд". Еще в юношеские годы он стал называть себя "Сидом", поиграл в разных рок-группах Кембриджа и стал довольно известен в тамошних артистических кругах. В 1964 году он поступил в лондонский художественный институт Camberwell College of Art, чтобы изучать живопись, и тогда же примкнул к группе Уотерса, Мейсона и Райта, которая тогда называлась Abdabs, а позднее с легкой руки Барретта переименовалась в Pink Floyd. К 1967 году музыканты подписали контракт со звукозаписывающей фирмой и выпустили два написанных Сидом сингла - Arnold Lane и See Emily Play. В этот период Барретт активно употреблял ЛСД и другие сильнодействующие наркотики, стал странно себя вести на репетициях, чуть не сорвал гастроли группы в Америке, и в результате простился с группой и вернулся обратно в Кембридж, где стал жить с матерью Уин в ее доме в пригороде Кембриджа Черри-Хинтон. "Пинк Флойд" продолжили восхождение к успеху, став в итоге одним из самых влиятельных коллективов в истории рок-музыки, и в 1975 году записали композицию о своем бывшем друге и вдохновителе Сиде, назвав ее Shine On You Crazy Diamond ("Сияй, сумасшедший бриллиант!"). "Сплошной сумбур" После расставания с "Пинк Флойд" Барретт периодически возникал из небытия и давал сольные концерты, в частности в 1972 году на Зерновой бирже в Кембридже. "Не секрет, что это было не самое лучшее его выступление, - говорит Нил Джонс. - Это был сплошной сумбур". Вспоминает Джек Монк, басист, который в тот вечер был вместе с Сидом на сцене: "Сейчас это стало культовым моментом, но тогда все было как раз наоборот. Я как бы все эти годы горестно о том не вздыхал, но единственное, о чем я жалею, так это что нам вовремя ума не хватило, мы просто не были готовы [к тому, что может случиться]". Нил Джонс уверяет, что устроители мемориальных мероприятий не собираются приукрашать историю: "Просто факт остается фактом: это было его самое последнее выступление на публике, оно осталось в истории, и именно это мы и вспоминанием". "Помнишь, когда ты был молодым, ты сиял, как солнце" Посвященная Сиду Барретту композиция "Сияй, сумасшедший бриллиант!" появилась на выпущенном в 1975 году концептуальном альбоме группы Wish You Were Herе; она состоит из 9 частей и написана совместно Дэвидом Гилмором, Роджером Уотерсом и Риком Райтом. В ней, в частности, есть слова: "твои глаза, как черные дыры в небе" - намек на то воздействие, которое оказали на Барретта употребляемые им психоделики. Музыканты "Пинк Флойд", в частности Рик Райт, впоследствии вспоминал, что в момент записи этой вещи в лондонской студии на Эбби-роуд, совершенно необъяснимым образом в углу аппаратной вдруг возник какой-то толстый и лысый мужчина, в котором они далеко не сразу узнали того, кому была посвящена песня. Как однажды выразился Роджер Уотерс, изменения личности Баррета произошли фантастически быстро: "…как раз, когда родилась See Emily Play. Он вдруг в один момент стал очень странным". Баррет удалился из музыкального мира и вернулся в Кембридж. В 1970-е он снова стал называть себя Роджером и, открывая дверь на звонок, говорил незнакомцам: "Сид здесь больше не живет". Долгожданная кода Инсталляция в память Сида называется CODA (отсылка к музыкальной коде - заключительной части произведения), в ее создании принимали участие художники Клэр Палмиер, Спэдж Хопкинс и Кори Берр. Авторский надзор осуществляли сестра Баррета и его племянник, которые выбрали составляющие коллажа, чтобы, как выразилась Розмари, "он был ярким, сверкающим, но не вычурным" - таким, каким и был их близкий человек. Частью инсталляции стала уникальная гитара музыканта Fender Esquire 1962 года с приклеенными к корпусу зеркальными дисками. "Я бы хотела, чтобы его помнили таким, каким он в действительности был - интересным, - говорит Розмари. - Он стал частью того [музыкального] мира только потому, что любил музыку, но он не понимал, почему он кому-то может быть интересен". "Я никогда не любила и не понимала "Пинк Флойд", но я люблю его картины. Он всегда был в хорошем настроении, когда рисовал", - призналась сестра музыканта. Город снов и фантазий В рамках памятных мероприятий в Кембридже показали ранее неизвестные видеокадры, запечатлевшие Сида, а также впервые документальный фильм о "свингующих 60-х" Get All That, Ant?, снятый школьным другом Барретта и профессиональным фотографом Энтони Стерном. Стерн вспоминает своего друга как обаятельного, жизнерадостного, живого человека, который по большому счету так никогда и не повзрослел. "Он умел выразить свой внутренний мир, который был полон его детских впечатлений, мечтаний, фантазий", - говорит Стерн. Басист Джек Монк называет Сида "творческим огнем" и говорит, что Кембридж оказал на личность музыканта колоссальное воздействие. "Мне кажется, тут даже двух мнений быть не может: Кембридж оказал на него огромное воздействие - он был пуповиной связан с этим городом. Удивительно, что до сих пор здесь не было никакой мемориальной доски в его честь, но сейчас все встанет на свои места".