Портрет на прощание

Однажды великий русский художник Илья Ефимович Репин получил от императора заказ написать полотно, на котором будет запечатлено заседание Госсовета, состоящего более чем из 80 сановников. Художник с блеском справился с крайне трудной задачей. На картине изображены и люди, проводившие полезные и нужные реформы, и противившиеся им. Теперь этот коллективный портрет напоминает об ушедшей империи. Вице-президент Академии художеств граф Иван Толстой обратился к мастеру в апреле 1901 года по поручению одного из министров императорского двора с предложением написать торжественное заседание Государственного совета в день столетнего юбилея со дня его учреждения. Заседание назначено было на 7 мая 1901 года. Разумеется, это был госзаказ, который хорошо оплачивался, и, конечно, создать подобное полотно по заказу монарха было весьма престижно. Но фактически художнику предлагали сделать весьма трудоемкую работу с весьма сомнительной художественной ценностью. Ну какой сюжет, какая динамика могли быть в картине, на которой много мужчин (пусть даже в парадных костюмах) сидят на стульях и слушают другого человека (пусть даже он царь)? Фактически Репину предложили сделать скучный официоз, на который предстояло затратить много сил и времени. А у престарелого мастера на тот момент еще и плохо действовала правая рука. Тем не менее Илья Ефимович принял вызов, но выдвинул условие: каждый из присутствующих на заседании сановников должен будет потом позировать ему отдельно — в той позе, в которой он попросит. Разумеется, на подмогу он взял учеников-подмастерьев — Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. В день заседания художники пришли в Мариинский дворец и быстро зарисовали его примерно так, как это сегодня делают судебные художники в США, где запрещена фотосъемка процессов. Репину и его команде, напротив, разрешалось использовать фотоаппарат, что он и делал. Но съемки имели лишь вспомогательное значение — всех персонажей и основные детали мастер писал только с натуры. По условиям договора, композицию полотна требовалось согласовать с заказчиком. Но при виде холста с предварительно нанесенными контурами придворные возмутились: на картине был нарушен весь протокол церемонии. Прямо во время речи императора помощник статс-секретаря барон Дистерло что-то шепчет на ухо академику Семенову, князь Лыщинский-Троекуров вообще гуляет по залу, генерал от инфантерии Игнатьев отвернулся, а сенатор Иващенков сидит спиной к царю. Да и остальные ведут себя крайне вольно. Но мастер на то и мастер, чтобы вместо унылой казенщины создавать шедевр, на который должно быть интересно смотреть, потому и отошел от жестких рамок дворцового этикета. По-видимому, император Николай II это понял, потому что эскиз одобрил. Что же все-таки нарисовал знаменитый передвижник и автор «Бурлаков на Волге»? За сто лет до памятного заседания государь-император Александр I учредил Непременный совет. Он состоял из двенадцати представителей титулованной знати. Данный орган мог опротестовывать действия и указы самого царя — это был первый шаг к конституционной монархии. В самом начале своего существования совет подготовил несколько важных реформ, в том числе разработал указ о знаменитый вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. В 1810 году этот орган был преобразован в Государственный совет. Со свертыванием реформ госсекретаря Михаила Сперанского он утратил все признаки независимого института власти — все его члены назначались государем лично, но при этом ими могли стать любые лица, независимо от сословия, чина, возраста и образования. «Наше внутреннее дело то толстело, то дурнело, заикалось и плевалось, наконец в долги ввязалось, и не дай Бог если скоро горе мыкать будем снова», — распевали острословы в начале ХХ века. В стишке обыгрываются фамилии членов Госсовета: Дмитрий Андреевич Толстой, Иван Николаевич Дурново, Иван Логгинович Горемыкин, Вячеслав Константинович фон Плеве. Среди чиновников, изображенных на полотне Репина, мы находим Дурново, который на тот момент был председателем комитета министров, Плеве в должности статс-секретаря Великого княжества Финляндского и генерала от инфантерии Горемыкина, который сидит к нам затылком. А Министерство внутренних дел возглавлял Дмитрий Сергеевич Сипягин, который в сатирическом стишке никак не отражен. На картине также запечатлен человек, который способствовал ускорению темпов промышленного роста в империи. История могла бы повернуться иначе, если бы к его советам прислушивались чаще. Заступив на пост министра финансов в августе 1892 года, граф Сергей Юльевич Витте проработал на этой должности 11 лет. Один из важнейших его проектов — денежная реформа 1897 года, в ходе которой был установлен единый золотой стандарт. Это означало, что российские кредитные билеты свободно обменивались на золото, причем только на него (серебро исключалось). В результате страна получила устойчивую валюту, что привлекло иностранных инвесторов. Правда, рубль был принудительно девальвирован на треть, что хорошо для казны, но плохо для граждан. Впрочем, сильной социальной напряженности это не вызвало, поскольку доля импорта в общем объеме потребительских товаров была невелика. Через четыре года после реформы количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз, при этом бумажная наличность сократилась вдвое. Уменьшение наличного оборота привело к острому недостатку денежной массы у населения. Другим отрицательным последствием реформы стал рост госдолга, переведенного в золотой эквивалент. До вступления России в Первую мировую войну в обращении находилось 629 миллионов золотых рублей. Также в активе министра — сооружение Транссиба, Казанско-рязанской железной дороги, создание образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, введение госмонополии на винное производство и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками. Витте добился ограничения рабочего времени на предприятиях и отмены телесных наказаний для крестьян по приговору волостных судов. При участии министра были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли и расширена деятельность Крестьянского поземельного банка. Также по его инициативе были изданы законы и нормативные правила о мелких кредитах. Сергей Юльевич выступал против войны с Японией, которая сильно подкосила монархию и весьма способствовала росту революционных настроений. Не всем нравилась деятельность чиновника. Под нажимом оппонентов (прежде всего фон Плеве) в 1903 году Витте был назначен председателем комитета министров, что означало почетную отставку. А Российской империи оставалось существовать всего полтора десятилетия.

Портрет на прощание
© Lenta.ru