Практика использования камер фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения различна в разных странах. Кто и как должен принимать решение — участники движения или государство?ГЕРМАНИЯ Водители Германии крайне дисциплинированы. Причиной тому не только строгие правила и бдительные дорожные полицейские. Контроль за порядком на дорогах ФРГ осуществляют недремлющие взоры множества камер фото- и видеофиксации нарушений. Первую камеру, определяющую скорость автомобиля, изобрел… автогонщик. Сегодня многие любители недобрым словом вспоминают Мориса Гетсонидеса, гонщика из Голландии, который устанавливал первые прототипы таких камер на трассе, чтобы фиксировать скорость на разных участках. В гонках Морис был не слишком удачлив, но предприимчивый разум торговца подсказал голландцу решение, и он начал производство систем слежения. Первые камеры были установлены в Лондоне в январе 1958 года. Вскоре континентальная Европа переняла опыт Туманного Альбиона. Передовой страной в этом отношении стали Германия и Голландия. «Вечерняя Москва » дозвонилась до профессора кафедры физики транспорта Микаэля Шрекенберга из университета Дуйсбурга-Эссена, чтобы узнать, какие разновидности камер охотятся за нарушителями правил на дорогах Германии. По словам Микаэля Шрекенберга, на дорогах Германии сегодня задействовано около дюжины типов различных систем видеофиксации нарушений правил движения. Помимо классических фото и видеокамер с радарами в антивандальных коробках есть устройства, вмонтированные в металлические отбойники на обочинах трасс. Такие устройства не поддаются антирадарам, потому что действуют по другим принципам, на основе использования лазеров. Еще есть фиксаторы, установленные в бортах гражданских автомобилей. Мы должны пояснить для наших читателей, что на дорогах большинства стран Европы запрещены к использованию антирадары. А если вы используете, например навигатор GPS, на картах которого, как правило, радары и камеры отмечены и есть функция предупреждения водителя об их наличии, то эту функцию следует отключить. Если она не отключена, штраф составит порядка 75 евро. Но с другой стороны, как утверждает господин Шрекенберг, каждый автомобилист предупрежден — на дорогах висят знаки о том, что работают камеры. Профессор подчеркивает, что устройства ставят на всех опасных участках дорог, там, где зарегистрирована повышенная аварийность. Поток автоматически снижает скорость в этих зонах. Водители быстро привыкают, участок дороги становится безопасным. В Германии были серьезные протесты по поводу применения камер фиксации нарушений, даже демонстрации с требованием разрешить антирадары. Однако высокая смертность на дорогах вынудили правительство пойти на внедрение систем фиксации. Господин Шренкенберг отметил особо, что камеры стали неплохим подспорьем к бюджету земель республики. Каждый год за превышение скорости штрафуют почти три миллиона водителей. Это приносит сотни миллионов евро. В Германии установлено почти четыре тысячи стационарных радаров. Плюс к этому арсенал мобильных установок. В Берлине камер немного — 19 штук, но и они приносят 50 миллионов евро в год. В ФРГ жесткая система наказаний, предусматривающая штраф и начисление баллов. Если вы превысили скорость на 10 километров в час, придется заплатить 15 евро, если на 30 — 100 евро. Если вы любите погонять — суммы штрафов будут расти, а права изъяты на несколько месяцев. Наказывают даже за езду по левой полосе при свободной правой, штраф — 80 евро. И до месяца лишения прав. Раньше полиция испытывала трудности с нарушителями из других европейских стран — те скрывались и попросту «не получали» уведомления о штрафах из Германии. Проблема разрешилась после создания единой дорожной базы. Нарушителю не скрыться, а если решит не платить штраф иностранец, его лишат шенгенской визы на пять лет. США В США дорожные камеры пришлись по вкусу совсем не всем гражданам. При подготовке номера мы наткнулись на статью в отечественном журнале о популярной механике. Ссылаясь на Американский страховой институт дорожной безопасности (InsuranceInstituteforHighwaySafety — IIHS), журнал утверждает, что эксперты организации сделали парадоксальный вывод: камеры видеофиксации не снижают, а, напротив, повышают аварийность! Но уже после самой камеры, когда водители пытаются наверстать «потерянное» время. Безымянный журналист даже едко посмеялся над Москвой: мол, во всем мире от камер уже отказываются, а в «отсталой» Первопрестольной «вредными» устройствами накрыли все дороги. Чтобы разобраться, мы позвонили вице-президенту института IIHS Рассу Рейдеру. — Расс, доброе утро! Мы прочитали в прессе шокирующие результаты вашего исследования. Это правда, что в Соединенных Штатах камеры фиксации нарушений повышают аварийность на дорогах? — Напротив, наши исследования показали устойчивый тренд: камеры видеофиксации выезда на запрещающий сигнал светофора и камеры превышения скорости только повышают безопасность на дороге. Они снижают количество нарушений и, как следствие, число аварий на дороге. — Выходит, что камеры — хорошая штука? — Да, еще бы! — То есть чем больше камер, тем выше безопасность? — Не совсем так получается. В Америке правила применения дорожных камер фото и видеофиксации значительно отличаются от штата к штату. В некоторых штатах камер нет вообще, в других применяются оба вида камер (выезд на запрещающий сигнал светофора и контроль скорости). Каждый штат принимает решение самостоятельно. Камер, фиксирующих проезд на «красный», в населенных пунктах всего 430, и обычно такие камеры работают отдельно от камер, фиксирующих превышение скорости. А таких камер вообще у нас гораздо меньше — всего в 143 населенных пунктах. — Почему так, сэр? — Все понимают, что выезд на «красный» опасен. А вот погонять все любят. Все решают избиратели. Городские советы совместно с полицейскими департаментами принимают решение, устанавливать ли им камеры. Но им нужна поддержка избирателей. У населения есть власть — они могут не переизбрать членов городского совета. Возможны и референдумы избирателей, когда люди собирают подписи, частенько так они и запрещают установку камер. — Поэтому у вас меньше камер, чем в Московской области! — Я хочу, чтобы вы понимали. Мы проводим исследования по дорожной безопасности. Нас поддерживают страховые компании, заинтересованные в снижении аварийности. И мы констатируем, что камеры снижают аварийность. Это статистика. Но. Все решает население. Поэтому второй крупнейший город Флориды — Тампа — планирует отказаться от камер видеофиксации по решению городского совета. На который повлияли избиратели. Хотя за время работы 23 камер в этом городе аварийность снизилась на 17 процентов. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Вадим Юрьев, директор Центра организации дорожного движения правительства Москвы: — В этом году Центр организации дорожного движения установил 100 комплексов фотовидеофиксации на территории Новой Москвы и МКАД. До конца текущего года в пределах города появится еще 500 таких комплексов. Фотовидеофиксация играет важнейшую роль в повышении безопасности дорожного движения. Внедрение этой системы приводит к положительным результатам в области профилактики дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на прирост зарегистрированных в Москве автомобилей (более чем на миллион за последние 10 лет), показатели аварийности в столице практически в два раза ниже общероссийских. Это самый важный фактор, который доказывает эффективность системы. Во время IV Международного совета по вопросам транспорта, который недавно прошел в нашем городе, приглашенные со всего мира эксперты по достоинству оценили московский комплекс фотовидеофиксации как самый современный: наши камеры регистрируют более 17 видов нарушений. Приятно осознавать, что город идет в ногу с мировыми трендами, а в чем-то даже опережает другие столицы. Надо отметить, что с момента внедрения камер дисциплинированность водителей выросла, о чем свидетельствует снижение количества случаев превышения скорости и других нарушений Правил дорожного движения за последние полгода. При этом установка каждой камеры согласуется с ГИБДД и уже затем монтируется на опасных участках. СПРАВКА На столичных улицах до конца этого года появятся 48 дополнительных автомобилей-парконов — легковых машин класса B, соответствующих экологическому стандарту Евро-4. Их оснастят видеорегистраторами и камерами записи, которые смогут считывать номера автомобилей в любое время суток. Автомобили будут поставлены в распоряжение Центра организации дорожного движения до конца декабря. Всего в Москве на данный момент работает 375 передвижных комплексов. Большинство из них сосредоточено в пределах Третьего транспортного кольца. ЦИФРА 1 миллион долларов. Такой штраф был вынесен 37-летнему шведу за превышение скорости, зафиксированное дорожной камерой. Его «мерседес» двигался со скоростью 290 километров в час против разрешенных 120. Размер штрафа в Швеции зависит от двух показателей: от величины превышения разрешенной скорости, а еще от размера дохода нарушившего скоростной режим. Видимо, доход нарушителя впечатлил суд. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Жилищные реформы в Грузии оказались дешевым пиаром Пожилая женщина, опираясь на палку и протягивая руку, смотрела на меня умоляюще: «Генацвале, помоги мне, пожалуйста. Хоть чуть-чуть. За квартиру платить нечем» (далее...). Пан Ги Мун — постоянный пассажир нью-йоркского метрополитена В эфире телевидения «ВМ» прошла очередная «Перекличка столиц». Темой ее на этот раз стала работа метрополитена крупнейших городов мира. Насколько комфортно зарубежное метро? Чем оно отличается от московского? Какова вероятность встретить там мировую знаменитость? Можно ли там перекусить и послушать музыкантов? Об этом вы найдете информацию в «Перекличке столиц» (далее...).