C 6 по 9 октября в Лондоне проходит четырнадцатый выпуск крупнейшей ярмарки современного искусства Frieze. В этом году в ней принимает участие 165 галерей из 25 стран мира — от Нью-Йорка и Берлина до Шанхая и Сан-Паоло. Традиционное деление на два раздела предполагает удовлетворение любых художественных интересов: в более классическом разделе «Frieze Masters» представлены старые мастера от Рембрандта до Пикассо. В этом году большой интерес коллекционеров вызывает представленная в "старом" отделе керамика супрематистов, раннехристианское средневековое искусство и качественные образцы немецкого экспрессионизма. Что касается современного и экстравагантного отделения современного искусства «Frieze London», в этом году оно отличается большим количеством работ женщин-художников и курированных стендов. Составителем публичной программы «Frieze Talks» в этом году выступил директор Королевской Академии художеств Лондона Тим Марлоу, а спонсором — бренд Gucci. Каждый октябрь в британской столице высаживается русский арт-десант в лице Даши Жуковой, Василия Церетели и Маргариты Пушкиной, которую мы попросили поделиться впечатлениями от первых дней работы ярмарки и прокомментировать самые яркие работы и стенды. Маргарита Пушкина — коллекционер, основатель московской международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Ханс-Петер Фельдман, галерея Simon Lee (Лондон) Ханс-Петер Фельдман — один из наиболее известных немецких художников-концептуалистов. Он часто использует найденные объекты и повседневные образы, трансформирует и комбинирует их, результатом чего являются полные глубинного смысла работы. На стенде Simon Lee представлены картины маслом (преимущественно портреты) в позолоченных рамах, которые художник дополнил своими «фирменными» ироничными деталями - клоунскими носами, закрытыми глазами и так далее. Ханс-Петер Фельдман. Без названия. 2016 Порша Мансон, галерея P.P.O.W. (Нью-Йорк) Работая с фотографией, живописью, инсталляцией и скульптурой, Порша Мансон особое внимание в своем творчестве уделяет цвету. Основными темами ее работ являются природа, потребительство, жизнь и смерть. На стенде P.P.O.W. представлен ее «Розовый проект: стол». На этом столе собраны сотни пластиковых предметов различных оттенков розового цвета от детских куколок до расчесок и гребешков и это, пожалуй, одна из самых популярных инсталляций по хэштегу #frieze2016 в социальных сетях. Сама художница настаивает на том, что похожий на взрыв в кукольном домике объект направлен на борьбу со стереотипами относительно женственности розового цвета. Павильон галереи P.P.O.W. Марсель Бротарс и Энрико Давид, галерея Michael Werner (Нью-Йорк) Стенд построен по принципу диалога между художниками-легендами старшего поколения — вроде Франциса Пикабиа и Марселя Бротарса, и более молодыми авторами Энрико Давидом и Питером Дойгом. Хотя по большей части галерея в этом году представила живопись, выделяю для себя скульптуру с редимейдом из пишущих машинок бельгийца Марселя Бротарса, который в своем творчестве экспериментировал с формулами поп-арта и концептуализма. Из второй плеяды более молодых художников мне понравился минималистичный коллаж итальянца Энрико Давида «Без названия» (2005). Марсель Бротарс. Parle Ecrit Copie. 1972-1973 Курированный стенд L'atelier des artists, галерея Hauser & Wirth (Цюрих) Один из интересных примеров курированных стендов Frieze этого года и по совместительству один из Instagram-лидеров ярмарки. В «Ателье художников» представлены работы разных авторов: Жана Арпа, Луиз Буржуа, Франциса Пикабиа, Изы Генцкен, Родни Грэхама, Мартина Крида и других. Такой убойной комбинации можно ожидать только от мощной международной галереи, какой Hauser & Wirth и является: она основана в 1992 году и представляет более 60 известных современных художников. Неудивительно, что для павильона на ярмарке они не стали останавливаться на двух-трех именах и составили настоящую захламленную студию нескольких художников сразу, блуждать по которой можно очень долго. Стенд галереи Hauser & Wirth Филипп Парено и Шация Сикандер, галерея Pilar Corrias Gallery (Лондон) Имя француза Филиппа Парено звучит на ярмарке в этом году часто: в минувший понедельник он представил в Лондоне свою работу для Турбин-холла галереи Tate Modern — работать с этим пространством считает за честь любой художник. В павильоне галереи под потолком висят его полторы тысячи воздушных шариков в виде диалоговых окон. Художница пакистанского происхождения Шация Искандер совмещает в своих работах религиозные, культурные и социально-политические референсы, разрабатывая традиционный концепт индийской миниатюры в новых художественных формах, используя инсталляции, видео, фотографию, фрески и анимацию. Совсем новая ее видео-работа «Поющее множество солнц», представленная на Frieze, не стала исключением. Мне импонирует минималистичный подход галереи, которая в этом году ограничилась только этими двумя работами. Стенд галереи Pillar Corrias