"Мир Дикого Запада": рецензия на пилот нового сериала HBO
Соединенные Штаты Америки, недалекое будущее. Выдающийся изобретатель Роберт Форд находит способ повеселить тех, кто окончательно измучен "Нарзаном" или, проще говоря, бесится с жиру. Он строит грандиозный парк развлечений а-ля Дикий Запад, населенный не живыми людьми, а разнообразными андроидами. Последние запрограммированы так, что в них можно стрелять, их можно бить или насиловать - а вот давать сдачи они не уполномочены. Однако по законам жанра искусственный интеллект дает сбой: роботы начинают от всей компьютерной души карать тех, кого веселили. Для терпящего бедствие HBO "Мир Дикого Запада" должен был стать не просто спасительной тростинкой в бурном потоке неудач (последняя - незаслуженно поруганный критиками "Винил"), а чем-то гораздо большим. Как минимум - новой "Игрой престолов". Абсолютным хитом. Зрелищем, собирающим у телевизоров миллионы человек. Многосезонником с зашкаливающими рейтингами. И, вполне возможно, так оно и будет. Но пилот Westworld - при высочайшем качестве исполнения и огромном бюджете - безусловной удачей все-таки не назовешь. Главный вопрос - а в чем, собственно, хваленая свежесть и уникальность? Затравка у "Мира" - от более-менее культового фильма Майкла Крайтона 1973-го года (ремейком которого шоу и является), а ее развитие происходит в духе миллион раз виденных нами фантастических триллеров с кучей штампов и клише. Соответственно, и поставленные вопросы - как и ответы на них - всем нам давно хорошо известны. Могут ли мучимые человеком механизмы думать или чувствовать? Да, могут. Имеет ли человек право над ними издеваться? Нет, не имеет. Понятно, что после "Бегущего по лезвию" - да и более схематичного "Терминатора" - рассказать что-то принципиально новое о противостоянии людей и "репликантов" не так-то просто. И все-таки от фигур масштаба Джей Джей Абрамса и Джонатана Нолана хотелось бы получить нечто большее, чем набор типичных для кинофутуристики моральных и околонаучных дилемм. А ведь именно философскую "начинку" создатели сериала считают главным своим коньком. И тщательно - причем не без занудства и не без навязчивости (как в эпизодах с мухой) - ее разжевывают. Кроме того, не радует очевидное - вплоть до утрирования - сгущение красок: людей, по мнению авторов, хлебом не корми - дай возможность неконтролируемо оскотиниться и кого-нибудь безнаказанно прикончить. Куда лучше проработана форма. В первом эпизоде хватает экшна. И подан он с отменным вкусом. Убрав присутствовавшие в полнометражке "Средневековье" и "Древний Рим", они бросили все силы на мастерски снятый и весьма атмосферный пост-вестерн. Тут есть и ковбойские перестрелки под морриконеобрезный кавер на Paint It Black, и езда верхом, и реки крови, и мощные спецэффекты, и Джонни Кэш в титрах. Плюс - площадка, очень подходящая для сцен эпического размаха. А также громкие обещания показать чуть ли не самую большую в мире оргию (на ее фоне вечеринка из второго сезона "Настоящего детектива" якобы должна показаться детским утренником). Если учитывать, что многие смотрят главный опус канала именно ради сочетания насилия и "обнаженки", новинка действительно сможет составить "Игре" конкуренцию. К чему уж точно не придраться, так это к актерскому составу. Достаточно перечислить имена. Сэр Энтони Хопкинс, Бен Барнс, Эд Харрис, Эван Рэйчел Вуд, Джеймс Марсден. Состав, достойный голливудского блокбастера, теперь и на малых экранах. Не то чтобы это кого-то могло удивить в наши дни продолжающейся "телевизионной революции". Но все-таки - впечатляет. И примерно обрисовывает потенциал "Мира Дикого Запада", который - охотно верим - будет полностью реализован в последующих сериях.