€120 млн годового бюджета: на что "Ла Скала" тратит деньги
«Наше официальное место в рекламной цепочке — между Ferrari и Prada». «Ла Скала» сегодня — один из самых узнаваемых итальянских брендов в мире. Более чем три века истории, стопроцентная узнаваемость, только звездные солисты, самые требовательный зритель. Но, как выяснилось, «Ла Скала» этого недостаточно. Театр стремится к интернациональному статусу. «Понимаете, речь не идет просто о великом итальянском театре. Речь идет о великом театре, который волей случая существует в Италии». За счет кого или чего мечты о мировом господстве «Ла Скала» не кажутся несбыточными? — за счет так называемых «друзей». Это сеть фондов по всему миру, добровольно помогающих любимому театру. Есть «друзья» в Соединенных Штатах, Швейцарии, сейчас ведутся переговоры о создании фонда в России. Спонсорами все эти добрые люди себя называть не хотят. Популяризацией любимого театра они занимаются самыми разными способами. «Конечно, среди них есть люди, которые занимаются привлечением денег для театра «Ла Скала». Например, прошлом году у нас на руках оказалась сумма €7 млн из стран, которые, скажем так, находятся не на орбите наших гастрольных туров» И все же как ни велика сумма, на эти деньги «Ла Скала» существовать не может. В труппе театра 900 человек. Это оркестр, хор, балет, техническая группа (на их содержание идет приблизительно €80 млн). Солисты работают в качестве приглашенных звезд, — на их гонорары тратится порядка €20 млн. Общий годовой бюджет театра — €120 млн. Из них €40 млн дает государство, муниципальные власти и сам Милан. Еще €35 млн – доход от продажи билетов. «Финальные» €45 млн — деньги спонсоров (в основном частых лиц, имен которых не принято разглашать). Существует еще попечительский совет театра. Его президент – мэр города Милана. Также в него входит лицо от региональных властей, миланский представитель и люди, представляющие крупные итальянские банки и компании. Если кратко, они делает то же самое, что и административный совет любого большого предприятия, — контролируют систему функционирования, расход средств, репертуар, деятельность директора. С последним пунктом «Ла скала» повезло: директор театра Александр Перейра входит в состав попечительского совета, и его голос весит больше остальных. А это значит, что помешать директору что-либо осуществить маловероятно. Вопрос – как именно Перейра находит спонсорские €45 млн в год. «Моя задача – найти эти деньги. Я и ищу. У частных лиц, банков, домов моды. У самых разных учреждений. Здесь нечего скрываться. Это не стыдно. Это моя работа». Допустим, деньги находятся всегда. А что с прибылью? «Посчитайте сами: для того чтобы поставить спектакль, мне каждый день нужны минимум 350 человек, и это не считая солистов. Это большие деньги. Я не могу заломить цену в 4-6 раз больше того, что расходую. Тогда люди не смогут прийти ко мне в театр. Театр создан, чтобы развивать культуру, а не зарабатывать на ней. Не верьте, если кто-то говорит иначе. Театры не зарабатывают». Театры, может, и нет. Зато зарабатывают перекупщики, продающие билеты в среднем – по цене превышающей номинальную в 10, а то и в 15 раз. Туристы приезжают в Милан иногда на один вечер, в их обязательной программе – опера или балет в «Ла Скала». Контролировать процесс невозможно. «Если человек купил билет, он может с этим билетом делать все, что хочет. Но для миланцев эта проблема вторична, потому что они приобретают билеты не в последнюю минуту и не по любой цене». Слова господина Перейры отлично объясняют ситуацию с только что закончившимися гастролями «Ла Скала» в Москве, — в первый ряд партера перекупщики продавали билеты по 50 тысяч рублей. «На гастролях театр заработать не может. Даже на гастролях в Большом театре. Турне вообще существуют не для этого. Главная роль – роль театра как посла, несущего культурную миссию. Вот вы меня спрашиваете только про деньги. Да, я директор «Ла Скала». Но это не пост. Это любовь». Так все-таки какая самая дорогая постановка в «Ла Скала»? Сколько в среднем стоит постановка в таком театре? «Я не думаю, что это интересная или важная информация. Главое, не сколько стоит постановка, а каков итог, какую пищу для ума она дает зрителю».