Религиозные скандалы, нудисты и дети-модели: кто такой Джок Стерджес?
8 сентября открылась первая в России выставка работ резонансного и противоречивого американского фотографа Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Пространством для своей работы Стерджес избрал нудистские пляжи Франции и Северной Калифорнии. Замысел автора – работать с обнаженной натурой в естественных условиях, где место и отсутствие одежды «стирают» дату, эпоху, само время. На протяжении десятилетий Стерджес возвращался на одни и те же пляжи, запечатлевая своих моделей в разные периоды их жизни. Начав работу сериями в 1970-х, сейчас Джок фотографирует уже третье поколение моделей. Его работы хранятся в собраниях крупных культурных институций по всему миру: в Метрополитен-музее и МоМА в Нью-Йорке, в Национальной библиотеке в Париже и Музее современного искусства во Франкфурте. Выставка «Без смущения» продлится до 30 октября и представит знаковые работы 74-летнего Джока Стерджеса, которые обращаются к комплексу вечных тем взросления, границ времени, природы и красоты. Bazaar.ru публикует факты о фотографе, творчество которого в России известно не так хорошо, как зарубежом. Джок Стерджес. Аста. Пляж Монталивье, Франция. 2012 Джок начал интересоваться фотографией и снимать в 8 лет (в 1955 году). После окончания колледжа Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других знаменитых фотографов. Стерджес говорит по-русски: во время своей службы в армии Стёрджес провел 3 года на американской военной базе в Японии в качестве переводчика-синхрониста на русский язык. Своей главной творческой задачей фотограф видит борьбу со стилем пин-ап: «Я надеюсь, что мои работы – это в той или иной мере борьба с пин-апом. Он заставляет вас отвлечься от лица модели, ее индивидуальности и посвятить себя целиком созерцанию тела, фантазиям о том что с ним можно сделать, совершенно не заботясь о том, как к этому отнесется человек. Фотографа пин-ап не волнует, что за женщина перед ним, ее трагедии и триумфы. Надеюсь, что мои работы борются с этим. Я хочу, чтобы, взглянув на фотографию, вы поняли, какой сложный, интересный и увлекательный человек перед вами» Работы Стёрджеса призваны запечатлеть постоянно меняющееся человеческое тело, но также Стёрджес убежден в том, что теплые отношения с моделями и их семьями является решающим моментом в его работе, что эта сильная связь отражена в его снимках. «Таким образом, вся моя фотография – о создании долгих теплых отношений и работе с людьми, которых я знаю 100 лет. Фотография ради фотографии не представляет для меня никакого интереса». В 1990-е годы творчество фотографа было окружено чередой скандалов: его атаковали сотрудники ФБР и христианские активисты пуританских общин США, специализирующихся на борьбе с абортами и порнографией. 25 апреля 1990 года в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т. д. Разбирательство длилось более года. Художественная сообщество США и Европы выступила в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности признал неправомерность действий полиции и ФБР. Активисты религиозных организаций осаждали книжные магазины по всей стране, с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов Стёрджеса. На фотографа и его издателей несколько раз подавали в суд, но каждый раз они выигрывали процесс в результате аппеляций. В конце 1990-х годов в штате Алабама работы Стёрджеса были запрещены как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». «Довольно странная формулировка», – усмехается Стёрджес, – «Люди, изображенные на моих работах, фактически не совершают вообще никаких действий. Они – нудисты, и когда тепло, они просто не носят одежды». «Может быть, их [работы] стали приобретать из-за скандальной известности? Или эта известность была только толчком и людям просто стали нравиться мои работы после того как они их увидели? Я не знаю и, наверное, никогда не узнаю», – сокрушался Стёрджес в интервью 1998 года, – «Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное». Стерджес всегда очень деликатно подходил к теме публикации снимков. Во-первых, несмотря на наготу, присутствующую в кадре, фотографии не несли в себе элемента порочности. Во-вторых, фотограф понимал, что в разные периоды жизни женщины могут по-разному относиться к публикации их обнаженных тел. Поэтому, каждый раз, сколько бы времени ни прошло с момента съемок и сколько бы хлопот это не приносило, Джок Стерджес связывался со своими моделями для получения разрешения на показ снимка общественности: «Я так много звоню заграницу, запрашивать разрешения на публикацию своих моделей из разных стран, что счета за телефон мне приходят просто космические», – шутит Джок. К одним из основных источников вдохновения Стерджес причисляет живопись по принципу «cмотри, займствуй, учись». Его любимые художники – Лукас Кранах-старший, Питер Брейгель, Эгон Шиле, Джеймс Уистлер, Джон Сарджент. Он также выделяет миниатюры Ботиччелли, гравюры Рембрандта, розовый и голубой периоды Пикассо: «Мне импонирует работа художников с линиями: элегантная или неуклюжая, но всегда тонкая». В последние годы Стерджес сотрудничает с такими изданиями, как POP, Arena Homme Plus, Paradis и другими модными журналами. Стерджес продолжает работать в жанре портретной и рекламной фотографии. Цены на серийные (по 15 в серии) работы Стерджеса сегодня варьируются от полутора до трех тысяч долларов. Джок Стерджес. Синьед. Клифден, Ирландия. 1995.